МВФ: небанковский финансовый сектор крайне уязвим из-за нестабильности мировой системы
В исследовании штатных экономистов Международного валютного фонда указывается, что пенсионные и хедж-фонды, а также страховые компании играют не меньшую роль в мировой финансовой системе, чем банки, но слабо защищены от ее пертурбаций
Читать на полной версииМВФ обеспокоен влиянием роста процентных ставок на небанковский финансовый сектор. Он регулируется менее строго, чем банки, но на него приходится почти 50% мировых финансовых активов. В появившемся во вторник сообщении МВФ обращает внимание на то, что пенсионные фонды, страховые компании и хедж-фонды также играют ключевую роль в мировой финансовой системе, предоставляя финансовые услуги и кредиты и тем самым поддерживая экономический рост. Но этот сектор крайне уязвим на фоне продолжающегося ужесточения денежно-кредитной политики во всем мире.
На самом деле эта обеспокоенность — не что иное, как отголосок кризиса 2008 года, считает главный экономист ПФ «Капитал» Евгений Надоршин:
Пенсионные фонды и страховые компании являются одними из главных держателей государственных облигаций, цена в последнее время непрерывно падает по мере роста процентных ставок.
Обычно институциональные инвесторы с их долгосрочными вложениями не обращают особого внимания на такие колебания. Но тут проблема рискует стать системной, говорит управляющий директор «Арбат-капитал» Александр Орлов:
Александр Орлов управляющий директор «Арбат-капитал» «Действительно, это главный долгосрочный финансовый инструмент инвесторов, и облигации, и разные структурные ноты. Конечно, рост ставок очень сильно уменьшает стоимость этих инструментов. Обычно что страховые компании, что пенсионные фонды не сильно по этому поводу переживают, потому что они держат до погашения. Но здесь получается, что кризис, который запустил калифорнийский банк, у которого как раз та же самая была проблема, соответственно, МВФ пытается на опережении по другому классу инвесторов такую же ситуацию смоделировать, а что если, например, пенсионных фондов придется им больше тратить, у них будут забирать резервы, или компании не смогут довносить новые средства в эти пенсионные фонды, или страховщикам придется больше выплачивать? Тогда у них разрыв между рыночной стоимостью и той, которую они отражают у себя в отчетности как бы удерживаемых до погашения облигаций, выльется в реальные убытки. Это, на мой взгляд, не такая сильная проблема, как у банковского, потому что у тебя нет такой свободы забирать деньги из пенсионного фонда и страховых компаний. Но, безусловно, проблема эта есть, и она может стать особенно явной, если будет рецессия и фонды не смогут получать новые вложения. А тратить им все равно нужно все больше и больше, потому что у большинства из этих фондов расходы очень сильно привязаны к инфляции прошлого периода. Платежи за 2023-2024 годы по пенсиям, по страховкам очень сильно выросли, и для этого нужно будет изыскивать где-то ресурсы. Пока им хватает того, что им поступает, но в случае рецессии источника дофинансирвоания не будет, тогда нужна будет уже помощь центробанков».
МВФ советует, учитывая растущий рост и посреднические возможности небанковского сектора во всем мире, разработать соответствующие инструменты для облегчения его доступа к ликвидности центральных банков, но одновременно также и соответствующих гарантий для ограничения использования такой ликвидности.