Россиянам грозят реальные сроки за сбор краснокнижных растений и грибов
Авторы законопроекта считают несправедливым, что ответственность за уничтожение редких животных, рыб и птиц законом предусмотрена, а растения не защищены аналогичным законом. Как будет исполняться этот закон на практике?
Читать на полной версииГосдума планирует рассмотреть в третьем и окончательном чтении закон, который устанавливает уголовную ответственность за незаконный сбор и уничтожение особо ценных растений и грибов, занесенных в Красную книгу России и охраняемых международными договорами.
В качестве максимального наказания предлагается лишение свободы на срок от шести до девяти лет со штрафом до 1 млн рублей. Уточняется, что к уголовной ответственности будут привлекать за уничтожение редких растений с прямым умыслом, а не по неосторожности.
Авторы законопроекта считают несправедливым, что ответственность за уничтожение редких животных, рыб и птиц законом предусмотрена, а за уничтожение ценных растений — нет. Только непонятно, как будет исполняться этот закон на практике, говорит ведущий инженер кафедры микологии биологического факультета МГУ Максим Дьяков:
— Закон принять легко, а вот как он будет выполняться, не очень понятно. Очевидно, чтобы его выполнить, соответствующие инспекторы должны быть ботаниками и экологами. С этим у нас плохо.
— Есть ли риски у обычных грибников по неосторожности собрать грибы из Красной книги?
— Есть, конечно. Но если это обычные грибники, то это популяции не навредит. С растениями понятно, есть зоны, где действительно редкие, красивые растения, и с этим надо что-то делать, прекращать этот сбор немыслимый. С грибами все обстоит несколько иначе. Грибы — споровые, распространение их более свободно, и информации, на самом деле, мало, все еще много ляпов в Красной книге. Но главное в том, кто будет контролировать и каким образом. Есть другой вопрос, что в связи с этими ужесточениями происходит параллельно ужесточение не только для грибников, но и для ботаников, экологов. Если сейчас ехать в заповедник и собирать там гербарий, который никому не вредит, я должен черт знает какие бумаги оформить. Этот закон, скорее всего, будет работать в первую очередь не против грибников, а против нормальной работы ученых.
— Существуют ли грибные браконьеры?
— Есть, конечно, но, как правило, это касается не краснокнижных видов, а мухоморов, галлюциногенных видов.
Редкость растений и грибов, скорее всего, будет определяться с учетом места, где они растут, и каждого конкретного региона по аналогии с законом об охране краснокнижных животных, говорит адвокат по экологическим спорам адвокатского бюро Zharov Group Евгений Жаров:
Евгений Жаров адвокат по экологическим спорам адвокатского бюро Zharov Group «Редкость должна будет определяться с учетом местоположения. Я думаю, что самые редкие виды будут максимально штрафоваться. Это достаточно узкий экспертный вопрос, который подлежит выяснению в каждом конкретном случае. Существуют региональные Красные книги, которые регулируют порядок на территории каждого субъекта Федерации, а ущерб будет оцениваться в экспертном порядке. Каких-то конкретных принятых законом методик нет, но по аналогии с животным миром — у нас есть ставки за сбитое животное, за отстрел, есть ставки конкретные за каждый вид — что-то такое по аналогии здесь будет. В орнитологии есть специальная экспертиза, которая определяется редкостью данной птицы. Думаю, здесь тоже все будет зависеть от вида и территории. По статье 258.1 с 2018 года осуждено 800 человек, достаточно действующий механизм, это и послужило одним из мотивов ограничений».
Проблема уничтожения краснокнижных растений, по данным депутатов, особенно заметна на Дальнем Востоке, Алтае, в Крыму и не решается на протяжении нескольких лет.