Восемь правил успешного собеседования
Как пройти интервью и показать работодателю заинтересованность? Каковы основные ошибки, которые допускают кандидаты? Когда мы слышим любой трек по радио, то с первых аккордов определяем, нравится нам это слушать, или тут же переключаем. Когда соискатель рассказывает о своем опыте на собеседовании, ему важно не испортить впечатление первой минуты, завоевать внимание. Лучшая импровизация — это хорошо подготовленная импровизация. С чего начать самопрезентацию, какой должна быть структура лаконичной речи, как правильно расставить акценты?
Читать на полной версии1. Придумайте точку входа и выхода, первое и последнее предложение не должны быть случайными. Это самая распространенная ошибка — не знать, с чего начать речь, да еще и сказать об этом вслух: «Ой, так с чего бы мне начать?» Вместо этого уверенно скажите: «Если бы наша встреча продлилась всего минуту, то я хотел бы, чтобы вы запомнили обо мне следующее: я занимаюсь подбором и развитием топ-менеджеров 20 лет. По образованию я психолог. Последние восемь лет я руковожу консалтинговым агентством». В этой конструкции, когда вы говорите о себе, выигрышно назвать три факта. Запоминается, лаконично звучит.
2. Подумайте, что именно интервьюер должен запомнить после встречи с вами. Это не только факты биографии, достижения, но еще и ваши личные качества. Подумайте, как интервьюер охарактеризует вас, если будет рассказывать о вас коллегам. Хотите выглядеть стрессоустойчивым — описывайте стрессовую ситуацию, в которой вы демонстрировали умение работать под давлением. Хотите произвести впечатление инициативного сотрудника — расскажите, как вы вышли за пределы должностных обязанностей и справились с трудной задачей.
3. Определите структуру вашей самопрезентации, например: начало карьеры — сегодняшние достижения — основные компетенции — история успеха — финальная точка, повторяющая основную мысль, которую важно донести. Определите четкий тайминг речи, как будто готовитесь к конференции, только без слайдов. Будьте готовы к тому, что вас могут перебить, задать любой вопрос. Старайтесь ответить коротко и вернуться к своей самопрезентации, чтобы не терять нить повествования и успеть рассказать главное о себе.
4. Ответы на всевозможные вопросы также важно отрепетировать заранее. Запомните: на неудобные вопросы лучше отвечать коротко. Самое опасное — это пуститься в пространные рассуждения, отвечая на риторический вопрос, и тем самым потерять внимание и время.
5. Рассказывайте истории, шутите, взаимодействуйте, задавайте вопросы, чтобы не произвести впечатление скучного лектора. Для удержания внимания используйте жестикуляцию, зрительный контакт. Принципы работы с аудиторией на любом выступлении одинаковы: неважно — один вас человек слушает или целый зал. Если вы интересный рассказчик — вас будут слушать. Если вы задаете умные вопросы — на них будет приятно отвечать. Работодателю важно оценить мотивацию, харизму, гибкость, эмоциональный интеллект, способность устанавливать контакт, поэтому ваша самопрезентация — важнее резюме.
6. Дальше задавайте вопросы, вы — активный участник этой встречи, а значит, не просто отбиваете подачи, но и достаете блокнотик со словами: «А у меня тут есть список вопросов, позвольте, я их задам». По одному глубокому вопросу можно понять, насколько соискатель в теме происходящего на рынке и в индустрии. Если вопросов совсем нет, то встреча быстро закончится или превратится в экзамен.
7. Бывает и так: соискатель подготовил идеальное резюме, но проходит интервью так дежурно, словно откатал обязательную программу. А другой кандидат, может, и не самый очевидный по резюме, пришел с заранее подготовленной аналитикой, открыл ноутбук со словами: «Я проанализировал ваших конкурентов и вот, что могу предложить...» И акционер и генеральный директор внимательно смотрят на экран и кивают, разглядывая изящное решение. Такое отношение подкупает, вовлекает и создает впечатление, что над конкретным заданием уже работает команда. Предложения присылают после такой встречи сразу. Чем лаконичнее самопрезентация, тем больше времени на вопросы, обсуждение рабочих задач, соответственно, выше шансы на получение офера и на совместную работу.
8. «Спасибо за встречу, мы вам перезвоним» — знакомая всем дежурная фраза, после этого человек «выдыхает», мол, закончили меня тестировать. И тут начинается самое интересное, потому что интервьюер идет провожать соискателя по коридору, а вопросы задавать продолжает. Расслабившись, соискатель выдает в этот момент инсайты. Потому что «обязательную программу» он «откатал», а здесь надо вспомнить, что запоминается первое и последнее, так что думайте, что и кому, а главное — зачем рассказываете в лифте, у которого, к слову, тоже есть уши.