Регулярное паромное сообщение между турецким Трабзоном и Сочи начнет работать с 1 мая. Планируется, что между двумя городами будут ходить паромы вместимостью 300 пассажиров. Кроме того, суда смогут перевозить 200 автомобилей, шесть автобусов и 12 контейнеров для насыпных грузов.

Стамбул может выделить Трабзону для этих рейсов морские автобусы — среднеразмерные паромы для перевозки людей и легкового транспорта, которые используются на рейсах в Мраморном море. О том, будут ли на маршруте работать российские суда, не сообщается.

Открытие паромной переправы может оказать только локальный эффект на логистику между Россией и Турцией, говорит генеральный директор компании «Оптималог» Георгий Властопуло.

Георгий Властопуло генеральный директор компании «Оптималог» «Я не вижу там какого-то большого потенциала прежде всего для нашего сегмента международная логистика. Контейнерные грузы бессмысленно на этих паромах отправлять. Если говорить о грузовом автотранспорте — на сегодняшний день он выходит из Самсуна и приходит в Новороссийск, и там действительно достаточно плотный трафик. И если теоретически будут ходить до Сочи паромы вместимостью хотя бы 50-60 фур в одну сторону, то это в принципе может разгрузить автогрузовой трафик, который сейчас в Турции вынужденно идет все время через паромы, потому что Грузия блокирует транзит товаров нетурецкого происхождения. А через Иран там не сильно можно поездить, потому что там есть история, связанная с иранскими перевозчиками, азербайджанскими перевозчиками, которые, в общем-то, держат этот сегмент рынка транзитом через Иран. Торговый оборот с Турцией до 2022 года был там всего 6,5 млрд долларов. Это не такой большой оборот. Сейчас ее роль в основном обусловлена возможностью транзита».

Расстояние от Сочи до Трабзона по прямой всего 287 километров. Перевозки по этому маршруту активно шли в период с 1992-го по 2008 год. Потом постепенно количество рейсов уменьшалось и полностью прекратилось в 2014 году. Эксперты говорят, что расцвет маршрута связан со сложностями доставки товаров в Россию в 1990-е годы. На этих паромах ездили в том числе и челноки с баулами, которые закупали в крупном промышленном и торговом Трабзоне одежду. После того как появились другие, более удобные и дешевые способы доставлять товары, это паромное направление понемногу сошло на нет.

Сейчас желающих отправить груз по маршруту Сочи — Трабзон будет много, говорит главный редактор сетевого издания «Морской бюллетень» Михаил Войтенко.

Михаил Войтенко главный редактор сетевого издания «Морской бюллетень» «Думаю, что будет стоить достаточно дешево, если только монополистски не начнут поднимать цены, тем более все прекрасно знают, что с российской экономики сейчас можно тянуть любые суммы, деваться некуда все равно. Было дешево, как сейчас будет, не знаю, это чисто вопрос даже и не жадности, потому что — а как, почему бы не подобрать, если лежит на дороге, если россиянам все равно деваться некуда, платите, если нет, то другие найдутся. Что до протяженности этого маршрута, то это действительно короткое плечо, легко можно достать — 150 миль. Даже если одно судно будет стоять на линии, оно может теоретически по два рейса в сутки делать, десять часов хода от Трабзона до Сочи. Насколько я понимаю, огромное количество народа будет пользоваться этим маршрутом, потому что деваться некуда, а главные контейнерные перевозчики ушли, ощущается нехватка мощностей для перевозок товара. Тем более через Турцию «серые» схемы идут, мне кажется, там будет навалом желающих. Это очень сильно упростит их жизнь, чем везти окольными путями, тут фуру загнал, десять часов — и все, фура в Сочи, за 5 минут съехала с этого судна — и вперед».

Турция сейчас — самый востребованный перевалочный хаб, через который доставляются товары из других стран, в том числе и подсанкционные. Турецкий экспорт в Россию в прошлом году резко вырос на фоне санкций. Товарооборот между странами в первой половине прошлого года увеличился вдвое.

Но в начале марта 2023 года стало известно о сбоях и задержках поставок из Турции. В Ассоциации международных грузоперевозчиков страны сообщили, что это связано с ограничительными мерами Евросоюза. Свою официальную позицию на этот счет Анкара озвучивать не торопится, а грузы между тем то приходят в Россию, то не приходят.