Российский виски наступает
После ухода западных брендов отечественные производители нарастили выпуск этого напитка. И, по некоторым оценкам, заняли уже примерно 50% розничного рынка
Читать на полной версииРоссийские производители спиртного увеличивают выпуск виски. За первые два месяца 2023 года производство виски в России год к году выросло на 56%, до 706 тысяч декалитров, сообщает «Коммерсантъ».
Виски — не самый дешевый напиток, но популярный во всем мире, в том числе в России. Но российским любителям виски очень не повезло: эта категория на рынке крепкого алкоголя стала самой пострадавшей от санкций и ухода западных производителей.
По оценкам WineRetail, в прошлом году импорт виски в бутылках сократился в два раза, до 12 млн литров. Такие бренды, как Johnnie Walker, Jack Danielʼs, Bushmills и Jim Beam, купить в России по-прежнему не проблема, эта продукция, кстати, разрешена к параллельному импорту. Но виски ирландских, шотландских и американских винокурен сильно подорожали.
Раньше бутылку 0,7 литра трехлетнего купажированного шотландского виски можно было купить в розницу меньше чем за 1000 рублей. Теперь о таких ценах приходится только мечтать. Минимум 1,5 тысячи, а то и больше.
Как результат, нишу в среднем и бюджетном ценовых сегментах стали занимать российские производители виски. Продолжает гендиректор некоммерческого партнерства «Клуб профессионалов алкогольного рынка» Максим Черниговский:
Максим Черниговский гендиректор некоммерческого партнерства «Клуб профессионалов алкогольного рынка» «В прошлом году виски на территории Российской Федерации производили 15 заводов. То есть если в 2021 году в сегменте «виски» более 80% приходилось на импортную алкогольную продукцию, то на сегодняшний день в структуре розничных продаж виски где-то 50 на 50. То есть 50% — это отечественная продукция, и 50% — это импорт. Действительно, достаточно быстро наши российские производители смогли перестроиться. И на сегодняшний день по крайней мере основная часть производителей, которая выпускает виски, могут совершенно спокойно конкурировать с той продукцией, которая поставлялась в прошлые годы на территорию Российской Федерации».
Сегодня российский виски — это именно дистиллят, то есть продукт перегонки, произведенный из зернового сырья, а не смесь из спирта, воды и ароматизаторов. Есть определенные требования к напитку, установленные национальным стандартом, который действует с июля прошлого года.
Российский виски занял как раз ту самую нишу, условно назовем ее «до 1000 рублей за бутылку», которую раньше занимала относительно недорогая импортная продукция. И российский покупатель голосует за отечественный виски рублем — потому что дешевле, говорит эксперт алкогольного рынка, автор телеграм-канала «Пьяный мастер» Денис Пузырев:
Денис Пузырев эксперт алкогольного рынка, автор телеграм-канала «Пьяный мастер» «Безусловно, это будет иметь спрос. Но не потому, что это будет какой-то уникальный продукт или какой-то продукт, построенный на патриотизме потребителя. Потому что мы видим, что даже то, что выпускается, обычно мимикрирует под нечто шотландское. Единственное преимущество, которое будет у него, — это цена. Сможем ли мы сделать что-то свое уникальное — ну, если очень сильно постараться, может быть, через какое-то время это появится. В конце концов, что такое виски? Виски — это дистиллят, полученный перегонкой браги из злаковых культур. Годятся любые злаки. Какие злаки есть у нас — допустим, гречиха, да. Существует гречишный виски, на самом деле можно попробовать и сделать что-то такое, что будет уникальным и непохожим ни на что. В этом наш шанс, если задача будет стоять сделать некий аутентичный, непохожий ни на что продукт».
Что касается перспектив российского виски — тут вопрос спорный. На Индию приходится 60% мирового объема выпуска этого напитка. И один из крупнейших производителей крепкого и алкоголя в Индии, компания Allied Blenders & Distillers, выходит на российский рынок.