Япония запретила поставлять в Россию детские педальные машинки, трехколесные велосипеды, наборы для моделирования, пазлы, головоломки, а также куклы и коляски для них. Также власти вводят запрет на экспорт в Россию авиационных и корабельных двигателей, воздушных летательных шаров, беспилотников, оптического оборудования и фототехники. Как сообщается на сайте Министерства экономики, торговли и промышленности страны, это сделано в связи с международной обстановкой вокруг Украины, а также чтобы не укреплять промышленную базу России.

Скорее всего, логика японских чиновников относительно запрета игрушек была в том, что детские товары, по их мнению, могут быть использованы для целей СВО. Например, в некоторых головоломках присутствуют гироскопы. Комментирует президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров Антонина Цицулина:

Антонина Цицулина президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров «Японских игрушек у РФ не так много. Это связано с тем, что они традиционно находятся в премиальном сегменте и достаточно дорогие. У нас присутствуют японские бренды, товары которых производятся в основном в Китае. Надо сказать, что такой продукции очень много. Я не вижу проблем с ее поставками, хотя мы уже начали работу над включением японских брендов в перечень параллельного импорта. У нас популярны в основном высокотехнологичные радиоуправляемые игрушки и робототехнические игрушки, в том числе по образовательной робототехнике, детские квадрокоптеры. Надо сказать, что они спокойно заменяются другими брендами из «дружественных» стран. Я не вижу в этом никакой проблемы. Для меня здесь большую значимость имеет то, что включена детская группа [товаров] в перечень санкций. Мне кажется, это абсурдно, непонятно и неправильно. Это хороший сигнал, что нам надо заниматься развитием своей отрасли игр, игрушек. Классификация игр, игрушек по равным группам делится на 11 больших групп, там могут быть и трехколесные велосипеды, и коляски для кукол, и огромное количество другой продукции. Они перечислили классы игрушек».

Отечественный ВПК при необходимости сможет приобретать комплектующие либо в «дружественных» странах, либо даже в самой Японии, отмечает военный эксперт, основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев:

Дмитрий Корнев военный эксперт, основатель портала Military Russia «Почти все, что мы можем получить из Японии, мы можем получить из Китая, например. Либо путем реэкспорта через третьи страны. Здесь речь, скорее всего, идет о технологиях, которые используются в некоторых образцах высокотехнологичной продукции, которая относится в том числе к играм, игрушкам. Также речь идет, скорее всего, о комплектующих. Вполне может быть, что какой-то чиновник в Японии, увидев определенную серию микрочипов, которые используются где-либо, говорит: «Вот эта серия микрочипов не должна поставляться». Эти микрочипы используются в каких-то игрушках. В каких-то — может быть, в отдельном экземпляре. Еще давайте закроем игрушки, целый раздел. Используются микрочипы, которые могут быть использоваться в системах наведения ракет, где требуются компьютерная логика и работа компьютерных систем. Насколько это проблема? Наш военно-промышленный комплекс работает и будет работать. Вероятно, есть определенные проблемы с поставкой тех или иных компонентов, но они решаются, судя по всему. Есть возможность поставки через третьи страны. Во-вторых, вполне может быть, что какие-то закупки идут неофициально. Когда это очень надо, в конце концов, есть Служба внешней разведки. Вполне могут быть созданы какие-то структуры за рубежом, которые будут покупать для какой-нибудь африканской страны то, что нам нужно, потом это будет оказываться где-то в Зеленограде».

Всего, включая разъяснения и детализацию товаров, документы Министерства экономики, торговли и промышленности Японии занимают 35 страниц. Меры начнут действовать с 7 апреля.