Российская «Ласточка» полностью приедет уже в 2023 году
Об этом сообщил гендиректор РЖД Олег Белозеров, выступая в Совфеде. В РЖД ждут поставок поезда-аналога во второй половине года. Насколько реалистичны планы?
Читать на полной версииРЖД во второй половине 2023 года ждут поставки полностью российского аналога «Ласточки». Об этом сообщил генеральный директор компании Олег Белозеров, выступая в Совете Федерации. По его словам, в связи с необходимостью завершения производителем мероприятий по технологической независимости пока закупка вагонов «Ласточки» сокращена почти вдвое. Поставки двухсистемных поездов планируются на 2025 год.
Двенадцать лет назад было создано совместное предприятие Siemens и группы «Синара» по производству «Ласточек» в Свердловской области — завод «Уральские локомотивы». После ухода Siemens из страны сообщалось, что на заводе используются немецкие станки, к которым могут потребоваться запчасти.
«Ласточка» изначально была создана на базе пригородного электропоезда Siemens Desiro, к 2022 году она была российской уже на 87%. Насколько реалистичны планы, озвученные Белозеровым? Комментирует президент Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин:
— За 2022 и 2023 годы проведена огромная работа по поиску, подбору сертификации, поставщиков соответствующих на территории РФ. В отношении поездов «Ласточка» можно сказать, что она на 98% практически является импортонезависимой. Сложности могут быть в области микроэлектроники, здесь запросы, которые идут со стороны производителей локомотивов, требуют более детальной проработки и сертификации. В этой части сейчас с Китаем и Индией уже проведены определенные переговоры, и есть аналоги, которые можно использовать на локомотивах взамен той микроэлектроники, которую мы получали из Европы. Но в части полной импортонезависимости «Ласточки» я думаю, что это история где-то 2025 года за счет того, что потребуется дополнительное время на поиск решения внутри РФ.
— Насколько там большая электронная часть? Со стороны кажется, что должно быть много чипов, которых у нас может не быть.
— У нее есть большое количество мониторов, устройств зарядки, систем открывания и закрывания дверей, видеоконтроля, наблюдения. Большинство этих систем, процентов на 90, — это уже в принципе отечественные разработки. Но есть системы управления электронными системами, системы контроля. Если смотреть на весь электропоезд, это небольшие элементы внутри систем управления, микропроцессорные элементы. От них действительно многое зависит: это климат-контроль, это контроль за закрыванием дверей, система видеонаблюдения. Но это не мониторы, а системы управления. То есть это небольшие чипы, которые находятся в кабине управления, которые управляют всем электропоездом.
В феврале в пресс-службе компании рассказывали об ожидании более 600 локомотивов в текущем году. Заместитель руководителя РЖД Олег Валинский тогда подчеркнул, что компания проделала «большую работу по импортозамещению». По оценкам РЖД, было внесено более 1,2 тысячи изменений в конструкцию локомотивов с помощью замены ряда элементов на аналоги, которые «не уступают по техническим характеристикам».
Глава РЖД Олег Белозеров сегодня сообщил, что компания направила обращение в Совет Европы об отмене санкций. «Но ответ лежит далеко за пределами гуманизма и правового поля», — сказал Белозеров. Он отметил: «Нам прямым текстом пишут, что применяемые в отношении ОАО «РЖД» санкции призваны максимизировать давление на правительство России». Совет ЕС объявил пассажирские поезда для российских граждан предметами роскоши. В связи с этим поставка железнодорожного транспорта и его использование блокируется дискриминационными актами.