Мир окончательно поделился на «своих» и «чужих». Комментарий Георгия Бовта
Все украинские СМИ истолковали заявление представителя МИД Китая как то, что Пекин не поддерживает решение Москвы о размещении в Белоруссии тактического ядерного оружия, однако из буквального прочтения текста заявления этого не следует, отмечает политолог
Читать на полной версииЯдерная война никогда не должна быть развязана, стороны должны сосредоточиться на дипломатическом решении украинского кризиса, заявила официальный представитель МИД КНР Мао Нин, комментируя решение России о размещении в Белоруссии тактического ядерного оружия. «5 января прошлого года лидеры государств, обладающих ядерным оружием, выступили с совместным заявлением, в котором говорилось, что невозможно выиграть или вести ядерную войну, в заявлении подчеркивалось, что следует избегать войн между государствами, обладающими ядерным оружием, и снижать стратегические риски», — сказала дипломат. Мао Нин подчеркнула, что в нынешних обстоятельствах все стороны «должны сосредоточиться на дипломатических усилиях для мирного урегулирования украинского кризиса и работать вместе, чтобы способствовать разрядке ситуации». Как расценить такую позицию?
Все украинские СМИ истолковали заявление представителя МИД Китая как-то, что Пекин не поддерживает решение Москвы о размещении в Белоруссии тактического ядерного оружия. Однако из буквального прочтения текста заявления этого не следует. Он по-китайски уклончив. Но уж точно из него не следует, что Пекин осуждает решение Москвы. Если бы это было так, то представитель китайского МИД могла бы процитировать главу VII из недавнего совместного заявления Владимира Путина и Си Цзиньпина, где сказано, что ядерные державы не должны размещать ядерное оружие за пределами своих границ, а уже размещенное забрать обратно. Однако поскольку такая практика в исполнении США существует десятилетиями, то, очевидно, что по крайней мере Москва на текущий момент трактует призыв, содержащийся в российско-китайской декларации, как актуальный либо для всеобщего применения, либо никак.
При этом Пекин Москву в таком ее понимании публично не опровергает, потому как обе страны позиционируют себя в этом конкретном случае принадлежащими к одному лагерю — антиамериканскому. Ровно так же и союзники США по НАТО, осуждая решение России как «безответственное» и призывая его пересмотреть, отказываются видеть какое-либо сходство с аналогичной практикой США, которые не только разместили около 100 тактических ядерных боезарядов на территории нескольких стран НАТО, но и проводят совместные учения с ними по обращению с этими боеприпасами. Последние такие учения были в октябре. В этом смысле у каждого «лагеря» теперь свои правила, свои стандарты и свое понимание, что такое хорошо, а что такое плохо.
Официальный представитель НАТО Оана Лунгеску, осудив Россию за ее «опасную и безответственную» ядерную риторику, назвала ссылку Москвы на совместное использование ядерного оружия НАТО «вводящей в заблуждение». «Союзники по НАТО действуют с полным соблюдением своих международных обязательств. Россия последовательно нарушала свои обязательства по контролю над вооружениями, совсем недавно приостановив свое участие в Новом договоре о СНВ», — добавила она. Вот, собственно, и все обоснование якобы существующих различий: мы действуем в соответствии с международными обязательствами, а русские их нарушают.
При этом речь идет, судя по всему, о небольшом числе тактических ядерных боеприпасов, предполагаемых для размещения в Белоруссии. Владимир Путин в соответствующем заявлении отмечал, что Россия помогла переоборудовать десять белорусских военных самолетов для применения тактического ядерного оружия и передала Минску ракетные комплексы «Искандер», которые могут нести такие заряды. Также он сообщил, что на территории Белоруссии до 1 июля будет закончено строительство хранилища для тактического ядерного оружия. А подготовка экипажей «Искандеров» должна начаться 3 апреля. Еще есть и «Калининградский вариант» — размещение ядерного оружия в российском анклаве, откуда подлетное время до европейских столиц будет еще короче, чем из Белоруссии. Соседние страны полагают, что такое оружие там уже размещено, однако Москва этого пока официально не подтверждала. Можно предположить, что это станет следующим шагом.
Сам Александр Лукашенко пока никак сюжет с российским оружием не комментировал, однако вместо него это делает белорусское государственное телевидение, где ведущие рассуждают, как теперь надо бояться соседней Польше. При этом европейские характеристики президента Белоруссии как «ядерного заложника Москвы» не вполне подтверждаются хотя бы тем фактом, что не так давно Александра Григорьевича принимал в Пекине Си Цзиньпин, чем вполне подтвердил самостоятельную субъектность союзника России. Очевидно, что ровно по той же причине сейчас ЕС будет грозить новыми санкциями в связи с решением по ядерному оружию в первую очередь Минску, пытаясь внести раскол между Минском и Москвой.
Кстати, ровно из той же серии разных стандартов касательно «своих» и «чужих» — недавний призыв вслед за официальным Кишиневом ряда европейских министров иностранных дел ввести санкции против неких олигархов из Грузии и Молдавии за попытки дестабилизировать ситуацию в своих странах «в интересах России». То есть если бы они пытались дестабилизировать ситуацию в интересах ЕС, то их надо было бы как-нибудь, наверное, наградить. Потому что есть правильная дестабилизация — в интересах демократии, а есть неправильная — это когда в интересах Москвы.