Ядерное оружие и китайская дипломатия. Комментарий Георгия Бовта
Россия разместит в Белоруссии тактическое ядерное оружие по тому же принципу, как США размещают его на территории стран-союзников. Формально этот акт не нарушает договор о нераспространении ЯО. А США, похоже, серьезно обеспокоены российско-китайским сближением
Читать на полной версииВладимир Путин заявил, что на территории Белоруссии будет размещено российское тактическое ядерное оружие. Президент России уточнил, что поводом стало заявление замминистра обороны Великобритании о поставках Украине снарядов с обедненным ураном. Также Путин напомнил, что США в течение десятилетий размещают тактическое ядерное оружие на территории своих стран — союзников по НАТО. Какие будут политические последствия?
Решение о размещении тактического ядерного оружия на территории Белоруссии состоялось почти сразу после визита в Москву председателя КНР Си Цзиньпина. Тогда было принято совместное заявление, где, в частности, сказано не только про недопустимость ядерной войны, в которой «не может быть победителей», но и про то, что «все ядерные державы не должны размещать ядерное оружие за пределами национальных территорий и должны вывести все размещенное за рубежом ядерное оружие», а также содержится подтверждение приверженности Договору о нераспространении ядерного оружия.
Можно предположить, что решение по Белоруссии все же было согласовано с китайским лидером, согласно той логике, что оно стало ответом не только на аналогичную многолетнюю практику США, но и на решение Великобритании поставить Киеву боеприпасы с обедненным ураном. Путин после переговоров с Си Цзиньпином так прямо и указал, что готовится ответ на данное решение. Вот он и последовал. Что касается Договора о нераспространении, то, поскольку контроль за ядерными боеприпасами Минску не передается, формально он вроде как не нарушается. У американцев уже давно в рамках НАТО действует программа обучения союзников по обращению с ядерным оружием, в том числе установленным на самолетах этих стран-союзниц. Последние такие учения проводились в октябре прошлого года. При этом контроль за такими вооружениями остается за американцами. Россия теперь собирается проводить такие тренировки с белорусами. При этом в прошлом году НАТО указывала, что на территории Греции ядерное оружие не хранится с 2001 года. Однако в Москве, как следует из заявления Путина, считают по-другому.
Наиболее резкая реакция на решение Москвы последовала со стороны Европы, которая, видимо, все-таки впечатлилась. Глава европейской дипломатии Жозеп Боррель призвал Минск отказаться от размещения российских тактических ядерных вооружений, в противном случае Белоруссию ждут новые санкции.
Подогревая ситуацию, Киев потребовал созыва Совбеза ООН, обвинив Москву в нарушении Договора о нераспространении. Германия попыталась со своей стороны опровергнуть правомерность сравнения американских программ обучения союзников обращению с ядерным оружием с российскими намерениями. Однако в чем именно состоит отличие, Берлин не уточнил, назвав лишь действия России продолжением «ядерного устрашения» и обвинив Минск в том, что такая политика идет вразрез с Будапештским меморандумом и прежними заявлениями о безъядерном статусе Белоруссии.
Кстати, сам Лукашенко оперативно никак не комментировал заявление Путина, который ссылался на его прежние просьбы о размещении ядерного оружия. Прошлым летом белорусский президент сам говорил, что самолеты белорусских ВВС Су-24 были переоборудованы и способны теперь нести ядерные заряды.
Относительно спокойно отреагировал на новость Пентагон, заявив, что по-прежнему не видит со стороны России намерений применить ядерное оружие Ну, что ж, в конце концов, Европа далеко. А до практической реализации заявленных намерений Москвы пройдет еще несколько месяцев, ведь условия для хранения ядерных боеприпасов будут созданы в Белоруссии, как уточнил Путин, к середине лета. Еще есть время о чем-то договориться. Пока, впрочем, никто ни о чем договариваться не желает. Будут, видимо, политически давить на Лукашенко.
Помимо решения о размещении тактического ядерного оружия в Белоруссии визит Цзиньпина имел и другие политические последствия. В частности, Вашингтон сразу же выразил пожелание провести хотя бы телефонные переговоры между Байденом и председателем КНР — несмотря на то что Байден говорит теперь, что не следует переоценивать степень российско-китайского сближения, ясно, что в США всерьез таким сближением обеспокоены. При этом Пекин пока не выражает готовности к переговорам с Америкой.
Вопреки некоторым прежним слухам, не состоялся и телефонный разговор между Си Цзиньпином и Владимиром Зеленским. Судя по всему, китайскому лидеру было нечего сообщить чего-либо нового после своих переговоров с российским президентом. Зато теперь сам Зеленский сообщил, что по дипломатическим каналам направил в Пекин предложение о проведении переговоров с председателем КНР. Однако признался, что не получал от китайской стороны предложений о сотрудничестве или встрече.
Украинский президент признался также, что хотел бы попросить Китай поддержать план мирного урегулирования конфликта, предложенный Киевом в ноябре 2022 года, который, однако, в Москве считают категорически неприемлемым, поскольку среди его пунктов значится ультимативное требование возвращения Украине всех территорий в международно признанных границах 1991 года.
Однако пока нет никаких оснований считать, что Пекин пойдет навстречу Киеву и настолько радикально скорректирует собственный план из 12 мирных пунктов. Стало быть, говорить пока больше Китаю ни с Киевом, ни с Вашингтоном по теме украинского урегулирования не о чем.