Какие ограничения на реэкспорт подсанкционных товаров в Россию собирается ввести Казахстан?
Как сообщает Financial Times со ссылкой на казахстанских чиновников, система контроля реэкспорта может заработать 1 апреля. Казахстан опасается вторичных санкций за помощь в обходе санкций против России
Читать на полной версииКазахстан с апреля может ввести ограничения на реэкспорт в Россию. Чтобы самим не попасть под западные санкции, казахстанские власти намерены отслеживать санкционные товары, пересекающие границу с Россией. Как пишут Financial Times и Eurasianet со ссылкой на высокопоставленных казахстанских чиновников, новая система заработает уже с 1 апреля.
По словам собеседников издания, Казахстан подтверждает, что не намерен вводить никакие санкции против России, но будет контролировать «всю цепочку перемещения товаров от границы к границе». Это нужно, чтобы не стать площадкой для обхода западных рестрикций.
При этом нет полного понимания, какую подсанкционную продукцию Россия завозит через своих партнеров, в том числе Казахстан. Остается вопросом, будут ли в соседней стране, чтобы перестраховаться, останавливать на границе бытовую технику и автозапчасти. Или речь идет только о позициях, которые точно попадают в уже существующие санкционные перечни? Например, айфоны или промышленные станки и двигатели.
Как обращает внимание РБК, по официальной казахстанской статистике, в прошлом году экспорт из страны в Россию вырос на 25% по сравнению с 2021 годом. Так, два года назад Казахстан поставлял в Россию передовых полупроводников на 12 тысяч долларов. А в 2022-м показатель резко увеличился до 3,7 млн долларов.
Генеральный директор компании «Оптималог» Георгий Властопуло в беседе с Business FM подчеркнул, что банки Казахстана уже применяли ограничительные меры, опасаясь санкций:
Заместитель председателя ассоциации автосервисов РАСТО Николай Янковский не ожидает, что ограничения коснутся ввозимых в Россию запчастей для легковых машин. В автосервисах предполагают, что запчасти для грузовой техники гипотетически могут попасть под категорию санкционных. Но пока подтверждения этих опасений не было. По мнению Янковского, поток комплектующих для автомобилей с 1 апреля не прекратится:
Николай Янковский председателя ассоциации автосервисов РАСТО «Просто будет сложнее возить и будет дороже все. Коммерцию, особенно не слишком крупную, не перекрыть. Никто никогда не может рассказать такую историю, что детали размером с кулак невозможно ввезти в страну из другой страны. Не бывает такого. Будет больше цена. Может быть намного больше цена. Но автомобили как ездили, так и будут ездить».
Коммерческий директор «Сота Логистик» Кирилл Латинский в разговоре с Business FM рассказал, что у властей Казахстана уже есть способы отслеживать, какой именно товар проходит границу с Россией:
Кирилл Латинский коммерческий директор «Сота Логистик» «Таможенная система Казахстана, с помощью нее как раз таки Казахстан в состоянии не пропускать через свою территорию подсанкционные товары. При использовании каких-либо датчиков, теоретически, это возможно, но на практике, как мне кажется, маловероятно, что это кто-либо будет применять. Потому что достаточно лишь информации по торговому балансу между странами Запада и странами-транзитерами различных санкционных товаров в Россию. Плюс внутренняя таможенная система Казахстана, через которую власти Казахстана в состоянии оценивать, что за товар в их страну поступает и куда дальше этот товар двигается».
17 марта Reuters писало, что российские компании «завалили» казахстанских партнеров просьбами помочь поставить товары в обход западных санкций. Один из собеседников агентства рассказал, что за помощь в перевозке груза ему предлагали 1 млн долларов. Источники связывали возросший интерес России к Казахстану с планами турецких властей по закрытию транзита санкционных товаров. Эксперты тогда отмечали, что это только начало роста.