Reuters: ЕЦБ давит на Raiffeisen Bank, чтобы тот покинул российский рынок
Представитель Raiffeisen Bank рассказал, что банковская группа уже сократила кредитование в России и изучает варианты «тщательно управляемого выхода» с российского рынка, но не торопится это сделать. На данный момент Raiffeisen Bank является наиболее важным западным банком в России, обслуживая большую долю валютных переводов
Читать на полной версииЕвропейский центробанк добивается от Raiffeisen Bank ухода с российского рынка. Это делается не в ультимативной форме, но ЕЦБ настаивает на формировании плана действий по прекращению деятельности банка в России, сообщает Reuters со ссылкой на источники.
Один из них уточнил, что такой план может включать продажу или закрытие российского подразделения. Однако Raiffeisen Bank предоставлять такой план не намерен. Австрийские чиновники сочли действия ЕЦБ необоснованным вмешательством, отмечает агентство.
Представитель Raiffeisen Bank рассказал, что банковская группа уже сократила кредитование в России, ускоряет оценку бизнеса и изучает варианты «тщательно управляемого выхода» с российского рынка.
На данный момент Raiffeisen Bank является наиболее важным западным банком в России, отмечает агентство. Он обслуживает около четверти всех переводов евро в страну.
Комментирует гендиректор аналитического агентства «БизнесДром» Павел Самиев:
— Вообще, такая постановка вопроса, что ЕЦБ требует уйти с какого-то определенного рынка, допустим, с российского рынка, не совсем в русле регулятивной практики легального поля, потому что потребовать прекратить деятельность в России ЕЦБ не имеет права. То есть понятно, что давление оказывать можно, можно разными способами к этому вести, но фактически дать такой запрет права у ЕЦБ нет. Тем не менее понятно, что некомфортно будет банку работать в постоянном режиме оказываемого давления, информационной среде, когда его заставляют сокращать бизнес и уходить из России. В интересах банка как можно дольше затягивать этот процесс, а к тому времени, когда план будет принят и начнет реализовываться, может, уже и ситуация изменится, конъюнктура изменится, и уходить, может, и не нужно будет.
— Если вдруг да, какие могут быть последствия?
— Некоторые крупные банки перестали обслуживать внешние операции, переводы, экспортную-импортную деятельность, и «Райффайзен» стал «окном» для этих операций. В таких условиях быстрый уход означает большие убытки. Российский «Райффайзен» далеко впереди по эффективности, прибыльности, объемам клиентской базы, объемам деятельности, позиции на рынке. То есть он реально лучший во всей обойме подразделения и дочерних банков. Поэтому вопрос скорости связан больше не с какими-то бюрократическими и регулятивными вопросами, а с тем, как готовы акционеры фиксировать большие убытки — сразу или все-таки уходить с меньшими потерями, либо вообще не готов уходить и, может, будет затягивать этот процесс.
— Если да, то клиенты насколько могут пострадать?
— Клиенты пострадать, в том плане, что какие-то обязательства будут не исполнены, конечно, не должны. Но, конечно же, для клиентов это создаст определенное неудобство. Найти альтернативы они смогут, но это будет очень тяжело.
По данным Financial Times, «дочка» Raiffeisen Bank International в России обслуживает 40-50% платежей России с другими странами. Также российское подразделение приносит группе примерно половину всей прибыли. В феврале Минфин США начал расследование в отношении австрийской группы Raiffeisen Bank International в связи с ее российским бизнесом. В том же месяце RBI ограничил корсеть в России до пяти банков. По информации Der Standard, австрийская банковская группа изучает возможность обмена со Сбербанком своей российской дочерней кредитной организации — Райффайзенбанка — на активы Sberbank Europe.