За последние полтора года британский ЦБ поднимал банковские ставки десять раз — с 0,1% до 4%. Судя по свежим данным о росте инфляции в Великобритании, этого оказалось недостаточно: после трех месяцев снижения в феврале цены «неожиданно» выросли вновь, подняв инфляционный показатель до 10,4% в годовом выражении. Это на 0,5% выше консенсус-прогноза экономистов Refinitiv. Как пишет CNBC, британские домохозяйства продолжают нести потери из-за растущих расходов на еду и электричество, а профсоюзы целого ряда секторов регулярно объявляют забастовки против снижения реальных доходов специалистов.

О причинах неутихающей инфляции рассказывает директор департамента инвестиционно-корпоративного бизнеса «Цифры брокер» Александр Цыганов:

Александр Цыганов директор департамента инвестиционно-корпоративного бизнеса «Цифры брокер» «На самом деле, это не новый рост инфляции, это продолжение старого роста в Британии и еврозоне. Экономические проблемы не решены, более того, они усугубляются и перетекают, как мы видим, в банковский сектор. Ухудшение этой ситуации может потянуть за собой все остальные сектора экономики. Я думаю, что мы в начале этого пути. Конечно, симптомы очень неприятные для экономик данных стран. Надеюсь, им удастся избежать банковского кризиса в виде дальнейшего схлопывания банков, гиперинфляции и, возможно, стагнации экономики. Если говорить о сроках, есть два пути: быстро и сильно (это будет больно для экономики) и медленно и менее болезненно».

Уже 23 марта в Лондоне готовятся принять новое решение по ставке. Как сообщил глава британского Минфина Джереми Хант, борьба с «опасным» уровнем инфляции — это «первый приоритет» правительства. То есть новый подъем можно назвать вероятным.

В США решение уже приняли: по итогам двухдневного заседания ФРС ставку подняли еще на 0,25 процентного пункта, до 5%. В отличие от предыдущих заседаний, когда наблюдатели спорили разве что о размере повышения, в этот раз консенсуса на рынке не было. Как пишет Bloomberg, перед заседанием вероятность поднятия оценивалась в 80%. Причина в дилемме, которую CNN описывает метафорой об «инфляционном драконе»: высокая ставка сдерживает инфляцию, но давит на банки из-за падения стоимости облигаций.

Продолжает директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК «Альфа-капитал» Владимир Брагин:

Владимир Брагин директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК «Альфа-капитал» «Выход довольно стандартный: это охлаждение экономики через ужесточение кредитно-фискальной политики, соответственно, через циклическое замедление экономики. Проблема в том, что власти стран очень не любят циклические замедления и в целом охлаждение экономики, потому что это приводит к росту безработицы, недовольства и ко всяким другим проблемам. Это может спровоцировать финансово-экономический кризис. Особенно в текущих условиях. Как оказалось, банки могут оказаться слабым звеном. [Есть вариант] плавно зажимать монетарные и фискальные условия, ограничивать рост заработных плат, охлаждать экономику, тем самым можно замедлить инфляцию. Но надо понимать, что все экономические теории, все учебники объясняют очень четко: замедление инфляции происходит через ухудшение уровня жизни. Других способов, к сожалению, нет. Готова ли власть на это пойти, не совсем понятно».

Ранее жертвами борьбы с инфляцией пали американские банки Silicon Valley и Signature. Власти США вмешались и гарантировали сохранность вкладов, но инвесторов бросили на произвол судьбы. Тревоги о повторении кризиса 2008 года встряхнули рынок и стали последней каплей для швейцарского Credit Suisse — сначала банк получил заем от властей Швейцарии, а в итоге согласился на поглощение швейцарским же UBS.

Несмотря на свежее решение Федрезерва США, череда повышений ставки может подходить к концу. Как заявил председатель ФРС Джером Пауэлл, регулятор, скорее всего, не будет повышать ставку на ближайших заседаниях, чтобы не нарушать работу и без того пострадавшего банковского сектора.