Ответственность за нарушения правил грузоперевозок Госдума переложила с водителя на владельца автомобиля
Теперь административные штрафы за нарушения правил движения тяжеловесного транспорта будет оплачивать руководство перевозчика. В каких случаях это справедливо, а когда нет?
Читать на полной версииЗа нарушения грузоперевозок ответственность будет нести владелец автомобиля, а не наемный водитель. Такой законопроект приняла во вторник Госдума. Другими словами, административные штрафы за нарушения правил движения тяжеловесного транспорта, тех же грузовых сцепок, будет оплачивать руководство перевозчика.
Сейчас на рынке происходит по-разному, иногда ущерб и штрафы возмещают с самих водителей, иногда ответственность несут те, кто оформлял грузы, иногда — напрямую руководство, все зависит от внутренних регламентов фирмы. Впрочем, водителя всегда найдут за что привлечь, уверен замруководителя общественной организации водителей-профессионалов Александр Котов:
— Конечно, вещи, от которых водители совершенно не зависят, — это перегруз прежде всего. Водитель — лицо подневольное, за те действия, которые он совершает лично, он отвечает и будет отвечать, проехал перекресток на красный свет, пьяный.
— Как раньше было?
— Солидарная ответственность была. Я думаю, что в некоторых случаях она останется. Что-то нарушает водитель, за это несут ответственность водитель, его начальник, который руководит производством, и владелец транспортного средства. Почему владелец транспортного средства, потому что найти его проще простого. Всю ответственность, которую он понесет, он может регрессом спросить с того, кому он доверил автомобиль, или с того, кто у него взял автомобиль во временное пользование. С наемного водителя, если совершено ДТП с достаточно серьезным ущербом, взять нечего, поэтому потерпевший имел полное право выбрать, с кого взять деньги, прежде всего это был владелец транспортного средства.
Сегодня в статьях КоАП говорится, что за нарушения перевозки грузов, например за превышение допустимой массы или габаритов груза, отвечают либо водитель грузовика, либо ответственные за перевозку лица, а также собственник транспорта. Однако Конституционный суд по этому поводу выпускал разъяснения в 2019 году — по ним, даже если водитель официально оформлен в транспортной компании, он не получает прав на владение грузовиком, а значит, все риски несет работодатель. Сейчас Госдума закрепила эти разъяснения, говорит управляющий партнер юридической компании «Варшавский и партнеры» Владислав Варшавский:
Владислав Варшавский управляющий партнер юридической компании «Варшавский и партнеры» «Внесенные изменения направлены на то, чтобы закрепить те позиции, которые были сформулированы в постановлении Конституционного суда 18 января 2019 года уже в Кодексе об административных правонарушениях, поскольку Конституционный суд сказал, что сама по себе передача собственникам транспортного средства не является основанием, чтобы снимать с него ответственность за соответствующие нарушения в части грузоподъемности этого транспортного средства и соблюдения требований, которые предъявляются к таким тяжеловесным и крупногабаритным транспортным средствам».
Кроме того, по новому законопроекту сокращается штраф — с 500 тысяч до 400 тысяч рублей — за превышение габаритов грузовика более чем на 50 сантиметров, либо за превышение разрешенной массы транспорта на 50%. О том, обоснованно ли перекладывают всю ответственность на собственника, Business FM спросила гендиректора компании «Оптимальная логистика» Георгия Властопуло:
Ранее, в феврале, Госдума отменила штрафы за незначительное превышение габаритов грузовиков. Речь о штрафе в 150 тысяч рублей за лишние 10 сантиметров габаритов, которые фиксировались камерами. Штраф, как указали в Госдуме, часто был необоснован, потому что в процессе движения у грузовиков просто раздувался тент.