Калининградские автоперевозчики на грани банкротства
В редакцию Business FM обратилась инициативная группа из 140 логистических компаний Калининградской области. Они пишут, что за последние полгода их выручка упала в среднем до семи-десяти раз, а оборачиваемость парка авто уменьшилась в пять-семь раз
Читать на полной версииВ начале января расширился список товаров, которые запрещено везти транзитом через Литву. Теперь по автодорогам в Калининград можно доставлять только медикаменты, продовольствие, удобрения и гуманитарку. Если взять за 100% ту номенклатуру товаров, которую возили транзитом раньше, данный перечень составит максимум 10% прежних объемов.
Есть, конечно, паромное сообщение из Петербурга. Но из 18 судов на линии автомобили могут перевозить только четыре. И то один встал на длительный ремонт из-за отсутствия иностранного оборудования, необходимого для модернизации. А новые железнодорожно-автомобильные паромы турецкой сборки недоработаны. В ходе эксплуатации выяснилось, что они не подходят для большегрузов: при заезде на верхнюю палубу они повреждаются.
По оценкам перевозчиков, паромы доставляют в Калининград в десять раз меньше грузов, чем нужно сейчас. По данным группы компаний «Оборонлогистика», за последний месяц зимы было перевезено около 45 тонн, тогда как в январе — почти 73 тонны. Из-за низкой пропускной способности паромов автоперевозчики находятся на грани банкротства, рассказывает директор ООО «Виабалт» Илья Свиридов:
Илья Свиридов директор ООО «Виабалт» «С паромами очень большая проблема. До четырех паромов заявлено в нашем направлении, но постоянно ходят два, наверное. При этом военные, город, «Водоканал» и прочие структуры, естественно, имеют приоритет при постановке на паром. А остальные все попадают по остаточному принципу. Как эта бронь распределяется — непонятно. Даже сами агенты не могут объяснить. У нас все хотят работать. У нас почти 10 тысяч грузовых автомобилей в области. А по земле проезжают в три раза меньше. 90%, наверное, от того, что можно было возить, запрещено как в Калининградскую область, так и из Калининградской области. Не пускают литовцы. Если эта ситуация в ближайшее время не изменится, у нас будет очень большая безработица в регионе».
Перевозчики жалуются на отсутствие понятного и прозрачного порядка бронирования мест на паромных линиях. Бронь производится нерегулярно, им приходится круглые сутки обновлять сайт, чтобы поймать слот. Главная проблема — заранее неизвестно, когда открывается доступ для регистрации и подачи заявки. А сама сессия может длиться как 30 минут, так и 5 минут. Складывается впечатление, что регистрация работает по схеме «кто не успел, тот опоздал».
Перевозчики, которые не успели забронировать место на пароме, соглашаются везти товар в Калининград на своем транспорте за 40-60 тысяч рублей. Для сравнения: из Москвы до Санкт-Петербурга, где расстояние в два раза меньше и нет границ, это стоит примерно 50 тысяч рублей. Также перевозчики говорят о так называемом теневом бизнесе — перепродаже очереди на паром. О трудностях, возникающих при бронировании, рассказывает гендиректор местной компании «ДФДС Логистикс Восток» Игорь Хвесюк:
Игорь Хвесюк гендиректор местной компании «ДФДС Логистикс Восток» «Пределом терпения стало то, что на сайте санкт-петербургского оператора паромной линии бронирование было закрыто с 27 июля из-за отсутствия мест. Мне еще летом предлагали постановку на паром через полтора месяца. Потом эта очередь увеличилась до трех месяцев. Самая главная проблема сейчас — туда невозможно записаться. При этом паромы ходят, что-то они перевозят, заходишь на их страницы, пишут, что свободных мест нет. Есть информация, что перекупаются за очень большие деньги. На наших транспортных сайтах и форумах эта информация озвучивается. Молва ходит, что за бронь берут более 100 тысяч рублей. Лично я пишу письма с июля. От правительства мне приходит только отписка: «У нас все хорошо». У кого «нас»? По работе своего предприятия я вижу, что я к банкротству. Мне людям зарплату уже платить нечем. Я в рейс не могу отправить машины».
Бизнес говорит, что направляет обращения губернатору и федеральному правительству с осени. Но получает один и тот же ответ: в этом нет необходимости. Или более формально: решение проблем выходит за полномочия конкретных органов исполнительной власти — или просто нецелесообразно.
Для поддержки бизнеса региональные власти предложили ввести субсидирование уплаты транспортного налога для транспортных компаний. Однако, чтобы рассчитывать на эти субсидии, необходимо пройти специальный отбор, гарантировав при этом сохранение рабочих мест и продолжение деятельности как минимум до 31 декабря этого года.