Нижегородский арбитражный суд арестовал активы Volkswagen в России по иску ГАЗ
Инстанция удовлетворила ходатайство автозавода в рамках дела о взыскании с компании больше 15 млрд рублей убытков за расторжение соглашения о контрактной сборке в Нижнем Новгороде
Читать на полной версииОбновлено в 15:15
Нижегородский суд арестовал все активы немецкого автоконцерна Volkswagen в России по иску группы ГАЗ.
У концерна в России завод в Калуге и производственная площадка в Нижнем Новгороде, где ранее велась контрактная сборка Skoda Octavia, Skoda Karoq и Skoda Kodiaq. С 17 марта компании запрещены любые регистрационные действия, связанные с ликвидацией, реорганизацией, изменением состава участников, увеличением и уменьшением уставного капитала российской дочерней компании Volkswagen и подконтрольных ей юрлиц.
Поводом для ареста стал иск российской группы ГАЗ. Она требовала взыскать с Volkswagen более 15 млрд рублей убытков за расторжение соглашения о контрактной сборке в Нижнем Новгороде. Как отмечается в иске, договор действовал до конца 2025 года. Но в прошлом марте, на фоне спецоперации, концерн приостановил производство своих автомобилей в России «до особого распоряжения». Иск ГАЗ к концерну комментирует автоэксперт Артем Бобцов:
— Видимо, это окончательное оформление развода, если так можно сказать, с концерном Volkswagen, и, видимо, учитывая, что у Volkswagen было несколько площадок, не только в Нижнем Новгороде, но и очень большой завод в Калуге, видимо, это безвозвратный уход концерна, который больше, я думаю, что с Россией не захочет иметь дел. Сумма большая, даже относительно стоимости завода, который Volkswagen строил в Калуге, а там завод практически полного цикла, плюс еще моторное производство. Учитывая, что концерн возвращаться пока не собирается, думается, что сумма штрафа будет потом помножена на стоимость самого завода, который таким образом в счет оплаты этого штрафа отойдет в собственность государства, и, видимо, затем будет передан ГАЗ для осуществления какого-то производства.
— ГАЗ таким образом не пытался ускорить этот процесс?
— Вполне возможно, что пытался ускорить, это такая предпродажная подготовка. Думается, что Volkswagen сделали такой большой знак, что надо не только уходить, но и не пытаться искать покупателя, а нужно все активы в России отдать и, собственно, их таким образом национализировать. Я думаю, что строго формально они попробуют посудиться, но шансов у них не очень много. Решение как таковое уже принято, осталось только оформить его в судебном виде. Выбора не очень много у ГАЗа, он может попробовать строить там коммерческий транспорт, если купит лицензию у китайцев, сами газели, эту линейку, но и плюс малотоннажный коммерческий транспорт, запрос на который в России очень большой, которого сейчас на рынке нет. Если будет идти речь о китайской контрактной сборке, скорее всего это будет крупноузловая сборка, это машины приходят в немного разобранном состоянии, с открученными колесами, там может двигатель отдельно приехать, но ее собрать можно практически на любой площадке, это даже можно сделать не на автомобильном заводе, а на любом производстве. Думаю, что ГАЗ смотрит в эту сторону.
В октябре немецкая газета Frankfurter Allgemeine Zeitung писала, что Volkswagen допускал продажу российских активов и искал инвестора. Возможным покупателем тогда называли АФК «Систему» и «Авилон». В частности, на заводе в Калуге концерн производил модели Volkswagen Tiguan, Polo и Skoda Rapid.
Соглашение с ГАЗ о контрактной сборке на площадке группы в Нижнем Новгороде компания подписала еще в 2011 году. В феврале 2021 года предприятие отметило производство 400-тысячного автомобиля методом полного цикла.
Комментирует главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков:
Максим Кадаков главный редактор журнала «За рулем» «Насколько я знаю, на этом заводе ничего не выпускалось, поскольку ГАЗ тоже вкладывался определенными средствами в это производство. Хотя надо посмотреть, кто и сколько точно вложил, поскольку часть оборудования или, может быть, даже все оборудование принадлежало все-таки концерну Volkswagen. Тем не менее ГАЗ вкладывался, рассчитывал на определенную прибыль в будущем, на загрузку людей и так далее, и сейчас в качестве такой обеспечительной меры принято решение наложить ограничения на действия с этим имуществом. Очевидно, что группа Volkswagen хотела реализовать это имущество, и теперь, видимо, в ближайшее время не сможет, пока дело не разрешится. Что здесь превалирует, сейчас трудно сказать, то ли действительно это реальный расклад и тут не стоит искать подвоха, то ли сейчас время такое, когда нужно пытаться забрать то, что можно забрать. Потому что концерн уходит, хлопнув дверью, в этой ситуации, наверное, действительно ГАЗ не остается ничего другого как сохранить то, что есть на этой сборочной площадке. И я думаю, что была подписана долгосрочная программа, обе стороны понимали, чем они вкладываются, какими силами и какими деньгами, они примерно представляли себе порог окупаемости и заработка, все это было просчитано на несколько лет вперед. Если согласно этим договоренностям Volkswagen пошел не тем путем и нарушил эти договоренности, то у ГАЗ появляется полное право на требование возместить и компенсировать нанесенный ущерб и упущенную выгоду. Стратегически, мне кажется, это ни на что не повлияет, решение принято, концерн уходит, будет продавать бизнес. Мне кажется, что для немцев уже не так важен в данный момент и вопрос убытков, сколько они потеряют».
Сложности в Нижнем Новгороде возникли из-за истечения срока действия лицензии на возможность ведения Volkswagen совместного производства на заводе. Как заявили в пресс-службе ГАЗ, эта производственная площадка принадлежит компании, ГАЗ не планирует ее ликвидировать, и планирует обеспечить альтернативную загрузку этих мощностей. Сейчас производство простаивает.