Мораторий на проверки бизнеса власти ввели еще в ковидном 2020 году. С тех пор его неоднократно продлевали. И вот теперь в правительстве сообщили, что плановые проверки не будут проводить до 2030 года. Внеплановые проверки, судя по всему, останутся. Мораторий, конечно, не касается опасных объектов, предприятий, где высок риск вреда. Их как проверяли, так и будут проверять, что вполне логично.

Опрошенные бизнесмены решение властей, конечно, приветствуют. Они заметили, что чиновники сейчас даже разговаривают с ними совсем не так, как раньше. Слово представителю международной сети интерактивных развлечений Владимиру Жиганову:

Владимир Жиганов представитель международной сети интерактивных развлечений «Это скажется в большинстве случаев с добросовестными предпринимателями в лучшую сторону. Единственное, не будет ли больше внеплановых проверок? На текущий момент, после ковида, внеплановых проверок не стало больше. И все-таки в ряде случаев с контролирующими органами выстраивается такой диалог, как будто разговариваешь с бизнесом: совпадают цели, совпадают интересы».

Об этом, кстати, свидетельствуют и данные Института Столыпина, о них сообщило РБК. Треть предпринимателей считают опыт общения с госорганами позитивным, еще треть — нейтральным и только около 20% недовольны взаимодействием с властями. Но, конечно, совершенству нет предела.

Например, владелец кафе «Лобио» в Курской области Оганес Бароян рассказывает об опыте общения с представителями защитников авторских прав. У бизнеса в этом регионе по понятным причинам и так не самые простые времена. А от кафе требуют заплатить за проигрывание песен иностранных исполнителей, чтобы потом в условиях санкций заплатить иностранным лейблам, которые уходят с российского рынка. Оганес Бароян задал собеседникам резонный вопрос:

Оганес Бароян владелец кафе «Лобио» «А каким зарубежным исполнителям и за какую музыку вы перечисляете деньги? На что ответа не получил. Очень долго с ними воевал, потому что пытался понять, почему с меня берут определенную сумму практически ни за что. Да, играет радиостанция в зале, там крутится реклама радиостанции. Почему у меня как у бизнесмена крутится реклама радиостанции, а я еще должен платить за это деньги? На эти вопросы мне не ответили. Эти проверки я бы убрал».

То, что надобность в проверках отпадает, еще и результат прозрачности. Власти видят все: куда и на что идут деньги, как складывается судьба товара от завода до пластикового пакета покупателя в магазине. Если система заметит, что что-то не так, тогда явно придут.

Основателю модного дома Henderson Рубену Арутюняну Business FM недавно задала нейтральный вопрос о бизнес-климате в стране. В ответ предприниматель сам начал говорить и о взаимодействии с госорганами, и о прозрачности.

Рубен Арутюнян основатель модного дома Henderson «Появились понятные механизмы взаимодействия, в том числе и с органами. И тот мониторинг, который должен осуществляться для того же сбора налогов, менее дискомфортный: в автоматическом режиме всю необходимую информацию они получают. Конечно, нам очень сложно, нам приходится дополнительные издержки нести в связи с «Честным знаком» и дополнительными маркировками, но это позволяет рынок делать прозрачным, понятным, честным, открытым. Если компания выстроена по бизнес-процессам, чтобы быть белой и прозрачной, платить все налоги и при этом развиваться, она будет становиться очень эффективной».

Наконец, расскажу о личном опыте. Я иногда захожу в небольшой продуктовый магазин. Еще несколько лет назад там можно было в любое время суток купить спиртное. Принимали только наличные. Сейчас крепкий алкоголь продавать вообще перестали, чтобы избежать лишних проверок. Стоит терминал для приема карт. Владелец работает по патенту, то есть платит все налоги, это проще и выгоднее. И говорит, что к нему если и приходят с проверками, то никаких проблем нет, потому что все чисто и прозрачно. И отношения с инспекторами вполне нормальные. Но он знает и тех, кто, скажем так, нарушает закон. И вот там все по-старому. Отношения с инспекторами тоже хорошие и даже теплые, потому что выражаются они в виде финансовой благодарности.