Министры обороны РФ и США провели переговоры после инцидента с дроном. Комментарий Георгия Бовта
Российское ведомство заявило, что беспилотник нарушил правила использования воздушного пространства в зоне СВО. Контакта российского истребителя с дроном не было, утверждают в Минобороны. Будет ли развитие у данного инцидента?
Читать на полной версииМинистры обороны РФ и США впервые за последние пять месяцев провели телефонные переговоры. Разговор прошел по инициативе американской стороны, отметили в Минобороны России. Деталей переговоров ведомство не привело. Сергей Шойгу и Ллойд Остин обсудили в том числе недавний инцидент с беспилотником над Черным морем, заявил РИА Новости источник в Пентагоне. После разговора Остин выступил на пресс-конференции и отметил, что «США продолжат летать и действовать в любых местах, где разрешает международное право».
По следам довольно опасного инцидента над Черным морем обе стороны сделали все приличествующие такому случаю заявления, при этом держа себя в рамках приличий сообразно текущему моменту. В Минобороны сразу выстроили свою версию, согласно которой тяжелый беспилотник, название которого переводится буквально как «жнец» или «жатка», упал практически сам, потому что начал резко маневрировать перед посланными на его перехват самолетами ВВС.
Европейское командование НАТО не стало лезть за словом в карман и заявило, что причиной падения американского беспилотника MQ-9 Reaper стал якобы «небезопасный и непрофессиональный перехват», даже безрассудный, как подчеркнуто, во время которого на аппарат якобы слили топливо, а затем один из самолетов задел его задний винт, после чего тот и затонул. Кстати, поэтому еще сказано было, что, мол, перехват был «экологически небезопасным».
Тут надо заметить, что беспилотником MQ-9 управляет дистанционно экипаж из двух человек, один из которых профессиональный пилот, и управление производится через спутник. Экипаж российского Су-27, конечно, знал, что в кабине никого нет и быть не может.
Командующий ВВС США в Европе и Африке генерал Джеймс Хекер подчеркнул, что MQ-9 выполнял «рутинные операции в международном воздушном пространстве». Дескать, просто мирный дрон и ничего больше. А министр обороны США Ллойд Остин заявил, что эти дроны и дальше будут летать там, где летали, — в международном пространстве.
Наконец, по дипломатической линии реакция США выразилась в вызове российского посла Анатолия Антонова в Госдепартамент, по итогам чего тот рассказал, что беседа была «конструктивной». То есть даже демарша не было. Поговорили полчаса и разошлись.
На самом деле есть еще такая подоплека данного инцидента, которую все прекрасно понимают, но не афишируют, избегая в данном случае излишней конфронтации. Тем более что аппарат стоимостью 32 млн долларов все равно не вернешь, а компенсацию не потребуешь.
Российские военные не в первый раз дают понять, что подобные действия в зоне непосредственной близости к российским границам не могут быть совсем уж безопасными и беспроблемными. Мол, мы за себя не ручаемся. Хотя инцидент с тяжелым дроном, осуществляющим, судя по всему, разведку, произошел впервые, раньше уже были похожие случаи — например, опасного сближения российских самолетов с военными кораблями НАТО в том же Черном море. Или, например, в 2020 году российские истребители пролетели в 30 метрах перед носом бомбардировщика B-52 над Черным морем, вызвав турбулентность. А в феврале текущего года уже американские истребители перехватили два российских бомбардировщика Ту-95 в международном воздушном пространстве у побережья Аляски и сопровождали их в течение 12 минут.
До начала конфликта на Украине между ВВС России и НАТО в год происходило не менее 400 случаев так называемых перехватов, теперь же их число еще больше возросло. Днем ранее, например, британские и немецкие истребители пытались перехватить российский самолет в небе близ Эстонии.
До сих пор обходилось без жертв и, соответственно, ответных на такой случай действий. Целенаправленное поражение боевого самолета неприятеля может быть воспринято как акт войны. Однако, когда нервы у всех напряжены, случиться может всякое.
Стоит особо обратить внимание на заявление главы СВР Сергея Нарышкина, по словам которого, у России есть технические возможности поднять обломки американского беспилотника со дна моря. Притом что американцы специально попытались затопить его там, где глубже, когда поняли, что теряют аппарат с его секретными технологиями.
Украина запрашивала подобные дроны у Вашингтона. MQ-9 Reaper с размахом крыльев 20 метров имеет автономность полета до 24 часов, высотой до 15 километров и дальностью до 2,5 тысячи километров, его масса — более 2 тонн. Он может нести управляемые снаряды с лазерным наведением. ВВС США были даже и не прочь начать их поставки Киеву, а компания-производитель General Atomics была готова подарить два дрона даже бесплатно. Против был до сих пор Пентагон — и именно из-за опасений, что секретные технологии могут попасть русским. И вот теперь эти самые русские, как бы случайно и безрассудно задев задний винт дорогой машины, дали понять, что секретные технологии действительно могут к ним попасть.