«Чем больше тумана, тем спокойнее работать»: российский бизнес — о турецком транзите
Ранее из СМИ и сообщений предпринимателей стало известно о сбоях и задержках поставок. Официальных заявлений от турецкой стороны по-прежнему нет. А бизнесмены предпочитают о многом умалчивать
Читать на полной версии«Представьте, что вы всю жизнь ели сыр рокфор, а теперь пришлось перейти на плавленый сырок. Есть можно, но послевкусие не то». Так ситуацию описывает владелец петербургской полиграфической компании Kella Design&Printing Евгений Келин. В его отрасли традиционно используют и оборудование, и расходные материалы из Европы, такие как краски и лаки. После еще прошлогодних санкций ввозить это в Россию запрещено. Можно найти замену в Китае, но это из разряда упомянутого плавленого сырка. Или же вариант — везти через Турцию. Схема такая: турецкая компания что-то покупает в Европе, а потом уже продает и везет в РФ.
Но еще и до последних событий проблемы были, рассказывает Евгений Келин.
— Еще до того, как все это объявили, задержки были. Мало того что это все значительно дороже, чем было раньше. Еще и по срокам поставка занимала около полутора-двух месяцев.
— А что вы заказывали?
— То, что под санкциями.
Интересно, что к вечеру 13 марта так и не появились официальные комментарии Анкары. Лишь в Ассоциации международных грузоперевозчиков Турции сообщили, что запрет на транзит грузов из Турции в Россию связан с требованиями ЕС. В основном же новости приходят из СМИ, которые сами узнают их от импортеров. Генеральный директор компании «Оптимальная логистика» Георгий Властопуло на днях рассказывал Business FM, что в начале недели может наступить какая-то ясность. Но новостей по-прежнему нет.
Из того, что известно от бизнеса и СМИ: турецкая таможня могла добавлять какие-то новые товары в европейскую систему, которая отвечает за контроль транзитных грузов. Из-за этого возникли сбои. По другим данным, таможенники из-за санкций блокируют поставки и товары лежат на складах. Но есть и еще одна версия. И связана она даже не с санкциями, а с возможными проблемами с переводом денег из-за недавнего землетрясения. Об этом Business FM рассказал гендиректор и совладелец екатеринбургской компании «Ассоциация экспорта» Алексей Попов:
Алексей Попов гендиректор и совладелец екатеринбургской компании «Ассоциация экспорта» «В Турции произошло землетрясение, в стране сейчас не хватает денег. У них везде ограничения на перевод денег, массовый психоз в том числе по переводам. Они боятся, что у них опять могут быть проблемы с деньгами, мне так кажется. И им даже вроде не поступил отказ от таможни, у них нет запрета от таможни, например на перевозку транзитных грузов. Но они боятся, поэтому подстраховываются и заранее говорят: «Алексей, давай мы пока не повезем. Там посмотрим, что будет. Месяц-два подождем, посмотрим».
При этом, по некоторым данным бизнесменов, какие-то грузы все-таки удается увезти на кораблях или фурах. Главное — не указывать, что они едут в Россию. Это и есть тот самый полулегальный способ, о котором говорят предприниматели. А вот о каких грузах идет речь, доподлинно неизвестно. В первую очередь на ум приходят европейские автозапчасти. И в связи с этим возникает вопрос: не возникли ли перебои? Как говорит со ссылкой на коллег вице-президент Автомобильной сервисной ассоциации Александр Казаченко, задержки с поставками действительно есть, но и запасов пока вполне хватает:
Александр Казаченко вице-президент Автомобильной сервисной ассоциации «Сейчас затарены до безобразия. Даже если есть какая-то задержка, как турки обещают, неделя-две — дальше все пойдет. Я думаю, особо ни на что это не повлияет, надо просто немножко времени выждать, посмотреть, действительно будут они пропускать или не будут. У нас коллеги, кто занимается присадками для Мальцева и завозит продукцию по параллельному импорту, сказали: задержка по приезде товара неделя-две сейчас. Но говорят, ничего проблематичного нет, обещают, что все привезут».
Также по некоторым признакам и заявлениям можно предположить, что речь идет и о транзите через Турцию европейской микроэлектроники. Или других высокотехнологичных товаров, которые, по мнению ЕС, можно считать продукцией двойного назначения. Но опрошенный бизнес предпочитает не распространяться о том, что он везет в Россию через Турцию. Один из российских предпринимателей рассказал Business FM вот о чем:
«Вас слушают не только в России, но и, к примеру, в США. Поэтому я бы не хотел приводить номенклатуры товаров, которые идут через Турцию. Скажешь, что именно возим, они скажут: «Давайте перекроем». Чем больше будет тумана, тем спокойнее будем работать. Чем меньше будет статистики, тем меньше дополнительных санкций — они не будут знать, что везут, к нам или не к нам».
Также один из представителей автосервиса анонимно сказал, что задержки с поставками запчастей есть. Но катастрофы нет. А на вопрос, по каким каналам в Россию приходят автозапчасти, вежливо отвечать отказался. Еще один сотрудник автосервиса рассказал радиостанции, что у каждой компании за границей есть партнер. Или, как выразился собеседник, «свой человечек» в Корее, Китае, Европе, Турции. И вот уже через него товары, поменяв национальность, приходят разными путями в Россию.
А о турецком канале, возможно, официально так ничего и не скажут. Но в Business FM обратился еще и один из российских юристов, который поговорил с коллегами. Вот его сообщение из переписки от 13 марта: «Коллеги сегодня подтвердили, что турецкая система начала с обеда работать штатно». То есть о многом говорят анонимно либо вообще ничего не говорят. Но других источников сейчас и нет.