Армения предлагает Индии новый торговый коридор с юга на север. Чем плох уже действующий?
По мнению главы МИД Армении, озвучившего эту идею в ходе визита в Индию, новый коридор в условиях мировой нестабильности позволит ускорить поставки грузов в Россию и Европу, а также миновать Суэцкий канал «во избежание конфронтации между Россией и Западом». Как в нем будет участвовать не имеющая выхода к морю Армения?
Читать на полной версииАрмения предложила открыть Индии новый торговый коридор параллельно с действующм международным путем Север — Юг. Как пишет The Economic Times, такая идея обсуждалась во время визита главы МИД Армении Арарата Мирзояна в Нью-Дели.
Ожидается, что такой маршрут позволит ускорить поставки грузов в Россию и Европу, а также миновать Суэцкий канал «во избежание конфронтации между Россией и Западом». Он соединит Мумбаи с иранским Бендер-Аббасом, затем с Арменией и далее в Европу или Россию в обход Азербайджана. И у Армении, и у Индии прохладные отнощения с Азербайджаном. Нью-Дели не устраивают тесные связи Баку с Турцией и Пакистаном.
Армения с Индией в последние годы развивают отношения благодаря оборонному экспорту. И Ереван давно искал индийские инвестиции для коридора, сообщили источники ET в правительстве Армении.
Также стороны опасаются, что в ближайшее время проход по Суэцкому каналу может осложниться из-за конфронтации России и Запада. «Поскольку новая холодная война подрывает экономические и политические отношения России и Запада, любой крупномасштабный транзит грузов, проходящих через границу России и Европы, выглядит слишком рискованным для международных логистических и страховых компаний», — пишет газета.
В маршруте The Economic Times не сказано, какой порт отправки на Черном море планируется использовать. Ведь у Армении нет выхода к морю, поставки должны идти через Турцию, с которой у Еревана натянутые отношения, или через Грузию.
В любом случае этот торговый путь может увеличить стоимость перевозок, говорит первый заместитель генерального директора по морским перевозкам компании «Совфрахт» Карен Степаньян:
— Из Индии сейчас грузы ходят через турецкие проливы, даже без захода в турецкие порты ходят несколько линий, это уже российские компании организовали, в том числе и наш флот ходит, прямые рейсы Индия — Россия. Дальше из Мумбаи, индийского крупнейшего порта, в Иран и дальше через Армению. В Иране построены сейчас очень хорошие автодороги, которые позволяют с юга, из порта Бендер-Аббас, перевозить практически любое количество товаров в северные порты, которые на Каспийском море, где прямой выход на российскую инфраструктуру: Астрахань, порт Оля, Махачкала и так далее. Вот эти лишние сегменты, как вы говорите, из Индии в Иран, из Ирана в Армению, у Армении нет выхода на Черное море, через Турцию там не совсем получается у армян с турками, также и Грузия сейчас, это нестабильность политическая, никто не знает, что в Грузии будет завтра, хотя можно догадаться. Поэтому этот путь совершенно уже выдуманный, может, от скуки. Есть проверенные, накатанные годами, особенно в последнее время, транспортные пути, которые отлично работают и которым вряд ли нужна какая-то замена сейчас. Это ни в коем случае не удешевит, это будет дороже, более рискованно для грузов, дополнительные перевалки, перевозки по сухопутью.
— Сейчас самые выгодные условия по такому пути из Индии в Россию или в Европу?
— Суэцкий канал, Черное море, все, прямые рейсы. Единственное, сейчас порт Новороссийск нас немножко подводит, потому что он не справляется с объемами, но эти пробки тоже рассасываются, грузы переваливаются, возятся. Наверное, может не остаться выбора действительно, если Армения останется единственной страной, которая будет позволять переваливать параллельный импорт, но это никак не связано с оптимизацией стоимости и всего прочего, это политически уже.
В декабре Bloomberg писало, что Россия и Иран начали работу по строительству нового трансконтинентального торгового маршрута. Он состоит из речных и железнодорожных маршрутов, которые связывают страны через Волгу, Азовское и Каспийское моря.
Эксперты отмечали, что Россия и Иран могут инвестировать в этот проект до 25 млрд долларов.