«Золотая маска» перешагнула за экватор
Театральный фестиваль в этом году проходит с февраля до апреля. В Москве свои лучшие постановки представляют 50 театров из 17 российских городов. Что еще можно и нужно увидеть?
Читать на полной версииВ этом году около 50% конкурсной программы — из столиц: 18 московских постановок, восемь петербургских. Правда, среди номинантов нет некоторых традиционных имен. Например, Дмитрия Крымова — пятикратного лауреата этой премии, который уже год живет и работает за рубежом. Не встречаются также фамилии иностранных режиссеров.
Из громких московских драматических спектаклей — «Р» Юрия Бутусова в «Сатириконе» (спектакль поставлен в январе прошлого года, когда режиссер еще работал в России), «Война и мир» Римаса Туминаса — последняя его постановка в Вахтанговском театре, «Кабаре» Евгения Писарева в Театре наций, «Мария Стюарт» Петра Шерешевского в московском ТЮЗе. Из Питера привезли (и уже показали) «Материнское сердце» Андрея Могучего на основе рассказов Василия Шукшина. Задействовано старшее поколение артистов БДТ, в главной роли — Нина Усатова. Много заметных постановок, в том числе малой формы, рассказывает театральный критик Павел Руднев:
Павел Руднев театральный критик «В малой форме я бы отметил замечательную работу «Капитал» в частном театре «Среда 21», который играется в Москве. Мало кто знает, где этот театр находится: это в саду Баумана, крошечная сценка. Там артист Александр Николаев разыгрывает книгу Карла Маркса «Капитал», рассказывая своими словами в образе сумасшедшего профессора о сущности этой работы, изменившей реальность XX-XXI веков. Еще, наверное, спектакль «Куб» молодежной студии-театра «Доминанта» из Губахи Пермского края. Это очень маленький город, почти село, но они, кажется, сделали чрезвычайно важную работу о шахтерах, основанную на документальном материале. Театр пошел к бывшим шахтерам, потому что Губаха перестала быть шахтерском городом, в какой-то момент ресурс угля исчерпался, и эти люди рассказывают о своей жизни, о том, как они прожили ХХ век, как им было и тяжело, и весело жить, как жизнь, которая когда-то зародилась, она там же и умерла».
В кукольном театре на «Маске» в этом году два сильных спектакля, и оба театра имени Образцова. Во-первых, «Белая уточка» Бориса Константинова по малоизвестной русской сказке, одной из самых страшных в сборнике Александра Афанасьева. Во-вторых, «Я — Сергей Образцов» — посвящение главному отечественному кукольнику, на эту постановку трудно достать билеты. Образцова играет Евгений Цыганов.
В музыкальном театре в этом году — сильный конкурс. Уже прошли гастроли Пермского оперного театра. Завершились «масочные» показы «Аиды» Дмитрия Бертмана в «Геликон-опере», но посмотреть этот спектакль можно, поскольку это московский репертуар. О том, на что еще можно успеть, говорит завотделом культуры и музыкальный обозреватель «Независимой газеты», председатель экспертного совета по музыкальному театру «Золотой маски» Марина Гайкович:
Марина Гайкович завотделом культуры и музыкальный обозреватель «Независимой газеты», председатель экспертного совета по музыкальному театру «Золотой маски» «Казанский «ДОР» — спектакль по современному танцу, там выдвинуты на соискание «Золотой маски» не только артисты и постановщики, но и музыканты, которые создали звуковой мир этого спектакля, очень любопытный. Пермский «Театр-театр» с «Тремя товарищами», они хотя уже и приезжали в Москву в августе, но тоже достойны внимания. Спектакль на такую поколенческую, военную тему поставлен в то же время с такой сильной лирической нотой, с хорошей актерской игрой. Безумно сильный балетный конкурс, на мой взгляд, в этом году. Большая часть балетов уже прошла, их всего четыре, но каждый из них достоин «Золотой маски». 21 марта будет в Москве балет «Катарина» из красноярского театра, блокбастер, я бы сказала, классический балет, попытка стилизации знаменитого частично утерянного балета. Рекомендую не пропустить, спектакль очень виртуозный»
Торжественная церемония вручения «Золотых масок» намечена на 22 апреля.