Альфа-банк подтвердил смену акционеров
Ранее Financial Times сообщила, что Михаил Фридман и Петр Авен продают свои доли, чтобы выйти из-под санкций. Покупателем, по данным издания, станет давний деловой партнер бизнесменов Андрей Косогов
Читать на полной версииВ Альфа-банке готовится смена контролирующих акционеров, она не потребует согласования регуляторов, сообщил РБК представитель кредитной организации. Он подтвердил, что основатели банка Михаил Фридман и Петр Авен обсуждают продажу своих долей другому бенефициару — давнему деловому партнеру бизнесменов, совладельцу «Альфа-групп» Андрею Косогову. Он под санкции не попал. И у него уже есть 41% акций. Но говорить о завершении сделки пока рано — «сторонам необходимо пройти ряд корпоративных и юридических процедур».
Накануне Financial Times сообщила, что Фридман и Авен продают свои доли в Альфа-банке, чтобы выйти из-под санкций. Сумма сделки — 178 млрд рублей, или 2,3 млрд долларов по текущему курсу. FT отмечает, что банк продают явно со скидкой. До спецоперации его номинальная стоимость составляла 10,6 млрд долларов. Ожидается, что сделку закроют весной.
Комментирует колумнист BFM.ru Семен Новопрудский:
Сегодня стало известно, что около 16 юристов, которые представляют попавших под санкции россиян, в том числе Авена и Фридмана, направили письмо в Еврокомиссию и Совет ЕС с указанием, что, по их мнению, санкционные списки Евросоюза составляются «с существенными ошибками и нарушениями».
Отрывки из письма приводит AFP. Как отмечают юристы, многие лица были занесены в черные списки «исключительно на основании информации, полученной с помощью простого поиска в Google, включая сомнительные статьи в онлайн-таблоидах или анонимных блогах». Они отмечают, что до сих пор пересмотр санкционного списка приводил лишь к «незначительным корректировкам»: с прошлой весны только три человека были из него исключены, причем один из них по причине смерти.
Пресс-секретарь главы европейской дипломатии Питер Стано подтвердил получение письма юристов. Но, по его словам, решение о включении кого-либо в санкционный список носит «прозрачные правовые рамки», а обсуждения конфиденциальны.
Комментирует партнер адвокатского бюро NSP, эксперт по санкционному праву Сергей Гландин:
Сергей Гландин партнер адвокатского бюро NSP, эксперт по санкционному праву «Ошибок действительно много, и последние два судебных акта суда Европейского союза показали на это. Маленькая предыстория: чтобы ввести санкции, страна-инициатор или Еврокомиссия должны на каждого фигуранта подготовить специальное досье. В этом досье должны быть доказательства, которые подтверждают соответствие фактической ситуации определенного человека тем самым критериям из 3-й статьи 269-го регламента Европейского союза. Если там просто какая-то банальщина из серии родился, женился, крестился, такое включение в санкционный список не устоит в суде. 1 марта суд Европейского союза приостановил блокирующие санкции в отношении российского пилота «Формулы-1» Никиты Мазепина. Там единственный факт, приведенный в качестве доказательства, был в том, что Никита получал от своего отца спонсорскую помощь — и поэтому он должен находиться под санкциями. Сейчас этой спонсорской помощи нет, поскольку были введены санкции, то есть эти вот критерии уже не соблюдаются. При этом у Совета Европейского союза есть обязательства минимум раз в год пересмотреть нахождение каждого лица под санкциями. Если первичные причины и основания больше не проявляются, то санкции нужно снять. И вот именно сейчас это заканчивает делать Евросовет, поскольку где-то в понедельник или во вторник им в обязательном порядке нужно будет собраться, чтобы продлить санкции на очередные полгода. Перейдем ко второму кейсу, это мама Пригожина. То же самое, там четко было сказано, что кроме родственной связи с сыном все то, что ей предъявляли евробюрократы, уже больше не соблюдается — она не является учредителем либо владельцем тех юридических лиц, которые входят в группу «Конкорд». В Соединенных Штатах Америки даже не нужно обосновывать, почему то или иное лицо попало под санкции. В Евросоюзе же действует высочайший стандарт защиты прав человека и основных свобод, то есть нельзя включить в санкционные списки просто так. Если это правило не соблюдается, соответственно, суд снимает санкции и человек исключается из санкционного списка».
Накануне разгорелся скандал: выяснилось, что осенью руководству Еврокомиссии — лично Боррелю — писали сразу несколько известных российских оппозиционных журналистов и общественных деятелей и просили снять санкции с Фридмана и Авена.