Покупательские приоритеты — от ценовых до экологических
Женщины и мужчины все-таки по-разному подходят к выбору жилья. В целом покупатели стали куда требовательнее и избирательнее, поэтому выросла значимость практически каждого критерия выбора ЖК. А «зеленый» фактор играет все более серьезную роль в высокобюджетных проектах
Читать на полной версииВ преддверии 8 Марта аналитики ГК ФСК опросили клиентов* с целью выяснить, на что женщины и мужчины больше всего обращают внимание при покупке квартиры. Первая тройка ответов гендерных различий не выявила: для всех ключевые критерии выбора — локация, цена и площадь квартиры. А вот дальше начинаются расхождения.
В приоритете у женщин наличие рядом детского сада (35%), школы (24%), продуктового гипермаркета (23%), фитнес-зала (16%). Также покупательницы обращают внимание на площадь кухонной зоны (9%) и, не удивляйтесь, размер лифта (4%): практичность заставляет их задуматься о том, как вносить мебель и войдет ли детская коляска, уточняют эксперты ГК ФСК.
Мужчины смотрят на мир несколько иначе. У них на четвертом месте оказалось наличие паркинга (об этом сказали 29%), на пятом — магазинов (20%) и только на шестом — детская инфраструктура (15%). Еще их волнует, охраняется ли территория (13%), какие развлечения есть рядом (11%) и есть ли в проекте система «умный дом» (6%).
«Можно сказать, что женщины при покупке квартиры склонны думать на несколько лет вперед, в то время как мужчин больше интересуют детали проживания на сегодняшний день, на момент заселения», — отмечает директор департамента аналитики и планирования продаж ГК ФСК Ксения Цаплина.
А еще, кстати, женщины вдвое чаще мужчин обращаются по страховым случаям, связанным с жильем, — об этом свидетельствуют данные «СберСтрахования»*. В 2022 году компания зафиксировала 16,5 тысячи таких случаев, из которых две трети (67%) были связаны с заливами по вине соседей или неисправностью труб; на втором месте с огромным отрывом находятся пожары (12%), на третьем — стихийные бедствия (9%). Правда, по объемам выплат места ожидаемо распределились иначе: по выплаченным суммам лидируют пожары, а заливы только на втором.
Опрос, проведенный группой «Самолет»*, позволяет утверждать, что за последние два года покупатели стали намного требовательнее и избирательнее: значимость едва ли не каждого критерия выбора ЖК выросла, причем порой кратно. По данным аналитиков, из года в год цена квартиры остается определяющим фактором выбора: сейчас ее выделяют 79% покупателей против 70% два года назад. На втором месте транспортная доступность: значимость этого критерия выросла с 40% до 64%. Репутация девелопера, как уже рассказывал BFM.ru, стала для покупателей почти в пять раз важнее и сейчас занимает третье место. И столь же важно наличие поблизости станции метро или железнодорожной станции (56% против 49% два года назад).
Очень серьезный рост продемонстрировал фактор отделки: два года назад возможность приобрести квартиру с готовым ремонтом была важна для 9% покупателей, сейчас уже для 55%. Значимость престижа района выросла еще сильнее — с 2% до 49%. Наличие школ и детских садов вблизи дома важно для 42% респондентов против 24% два года назад. В десятку ключевых факторов выбора новостройки также вошли расположение объекта (39%, рост на 23 процентных пункта), наличие зеленой зоны поблизости (38%, рост на 25 процентных пунктов) и удобные планировки (33%, рост на 20 процентных пунктов).
«Конкуренция на рынке привела к росту качества предложения, поэтому покупатели привыкли к продукту с хорошей «начинкой» и стали более вдумчиво выбирать жилье. Сейчас они смотрят не только на стоимость/локацию, а внимательно оценивают жилье по всем критериям», — делится наблюдениями руководитель управления развития продукта и аналитики группы «Самолет» Леон Пряжников.
При выборе конкретной квартиры внутри жилого комплекса тройка важнейших параметров последние два года остается неизменной. «Первое место продолжает занимать отделка, при этом ее значимость выросла с 53% до 77%. Важность балкона или лоджии немного снизилась (с 46% до 41%), тем не менее этот фактор остается на втором месте. На третьем — большая кухня-гостиная (40% против 37% два года назад)», — резюмируют аналитики компании.
А вот третий ежегодный опрос компании MR Group*, посвященный экологическим опциям проектов, приводит к выводу, что для покупателей столичных новостроек бизнес- и премиум-класса все более важным становится «зеленый» фактор. Доля тех, кому небезразличны вопросы энергосбережения, экологичной и безопасной среды, грамотной переработки отходов и экологических инноваций, выросла с 64% в 2020 году до нынешних 83%.
Самой главной опцией экологически ориентированные клиенты (76% голосов) признали наличие зеленой зоны (парка, сквера) на территории комплекса или в шаговой доступности от него.
Возможность отслеживать затраты воды, электричества и тепла назвали необходимой 57% опрошенных. «Респондентов MR Group интересуют термостаты для экономии тепла, диммирование света, которое позволяет создавать тепловые и температурные карты освещения, датчики движения. В этой же категории участники опроса упомянули элементы «умного дома», например контроллер протечки, который бережет воду и предотвращает прорывы водопровода», — подчеркивают в компании.
И еще около 44% потенциальных покупателей считают важными «зелеными» характеристиками современных новостроек наличие систем очистки воздуха и воды.
* Есть в распоряжении BFM.ru