МИД: Россия готова продлить зерновую сделку, но только без «мухлежа»
Об этом заявили в российском дипведомстве спустя два дня после сообщений, что переговоры о продлении «зашли в тупик». Ранее Bloomberg сообщило о рекордных темпах экспорта российской пшеницы, а Брюссель разрешил европейским банкам рассчитываться с Россельхозбанком в обход SWIFT
Читать на полной версииРоссия готова продолжать выполнять свою часть договоренностей в рамках зерновой сделки, если другие ее участники будут тоже исполнять свои обязательства, заявила официальный представитель МИД Мария Захарова.
Парные зерновые соглашения — между Россией, Турцией и ООН и между Украиной, Турцией и ООН — удалось не без труда продлить три месяца назад. Новый срок истекает 18 марта, и в минувшую пятницу, 3 марта, в российском МИД заявили, что переговоры о сделке «зашли в тупик», а Запад «саботирует» выполнение российской части мер.
В частности, в пресс-релизе говорится о застрявших в европейских портах российских удобрениях, которые Москва обещала безвозмездно поставить беднейшим странам. Согласно сообщению, пока договоренности больше похожи на «обслуживание коммерческого зернового экспорта Украины», а поставкам из России «чинятся откровенные препятствия».
На деле цифры указывают на то, что эти препятствия российским экспортерам не особенно препятствуют. По данным Bloomberg, экспорт российской пшеницы в январе и феврале 2023 года вырос почти вдвое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. О причинах скачка рассуждает директор аналитического центра «Совэкон» Андрей Сизов:
Андрей Сизов директор аналитического центра «Совэкон» «Что поменялось за последние примерно семь-восемь месяцев? Поменялась очень простая вещь — российская пшеница стала более конкурентоспособной на мировом рынке. Поставки шли довольно медленно в начале сезона, зерновой сезон начинается в июле, с этого сентября ситуация начала меняться. В то время был довольно крепкий рубль и серьезное давление оказывала экспортная пошлина. Но сельхозпроизводитель не рвался продавать по тем ценам, которые были, экспортеры, соответственно, не могли восстанавливать конкурентоспособные цены, и продажи шли относительно вяло, потому что обычно первая половина сезона, наоборот, более активная. В четвертом квартале прошлого года ситуация начала меняться, цены в России снижались, они и сейчас снижаются. Рубль понемногу стал слабнуть, было несколько волн роста, когда экспортеры вновь начали активно контрактовать и продавать новый урожай. И эти поставки в последние месяцы действительно идут очень активно, собственно, это рекордные темпы для зимнего времени».
К воскресенью, 5 марта, риторика российского МИД несколько изменилась. Как выразилась в эфире «России 1» представитель ведомства Мария Захарова, «если эта договоренность равноправная, то мы всегда свою часть выполняли и выполнять собираемся», а если это «очередной мухлеж, то извините». Конкретных требований ни в интервью, ни в пятничном пресс-релизе почти не выдвигается. Единственный пункт, который Москва поднимала и во время дискуссий о первом продлении сделки, — вопрос запуска аммиакопровода Тольятти — Одесса. О работе ООН над возобновлением поставок источники Reuters говорили еще осенью, с тех пор ничего не изменилось.
Как минимум частичным смягчением барьеров для российского агроэкспорта можно назвать решение Евросоюза по межбанковскому обмену. Брюссель разрешил европейским банкам работать с российскими коллегами через альтернативные способы обмена финансовыми сообщениями: бумагу, факс или электронную почту.
Мера касается банков, которые отключены от SWIFT, но не попали под блокирующие санкции, в частности, Россельхозбанка. Осенью источники Reuters говорили, что Россия предложила Западу смягчить санкции против организации, чтобы облегчить экспорт российского зерна. Могут ли вообще банки при сегодняшних технологиях рассчитываться по факсу? Говорит председатель правления некоммерческого партнерства «Национальный платежный совет» Алма Обаева:
ООН на выходных призвала продлить зерновую сделку «любой ценой». Как заявил исполнительный директор Всемирной продовольственной программы Дэвид Бисли, от украинского и российского зерна зависят жизни миллионов людей в голодающих странах.