Ожидания бизнеса демонстрируют рост
В феврале в России существенно выросли индексы PMI в сфере услуг и в обрабатывающей промышленности. Это следует из данных исследования S&P Global. С чем связан оптимизм участников экономической деятельности?
Читать на полной версииИндекс деловой активности (PMI) сферы услуг и промышленности в России в феврале 2023 года вырос по сравнению с январскими показателями. Это следует из материалов исследования S&P Global.
В отличие от других экономических индикаторов индексы деловой активности формируются не на основе статданных, а на результатах опросов предприятий. То есть они отражают отношение к происходящему в экономике тех, кто эту экономику во многом и формирует. Значение индекса больше 50 указывает на рост деловой активности, ниже 50 — на спад.
По данным S&P Global, в феврале индекс PMI обрабатывающих отраслей России увеличился на единицу по сравнению с первым месяцем года и составил 53,6 пункта. Индекс PMI в сфере услуг показал еще более впечатляющую динамику — за месяц он подрос сразу на 4 пункта, с 49 в январе до 53 с небольшим в феврале.
Как говорится в исследовании, рост деловой активности в сфере услуг связан с повышением спроса, привлечением новых клиентов и снижением неопределенности. Сами предприниматели это подтверждают. Вот что рассказала Business FM владелица московских салонов «Фея красоты» Алена Авраамова:
Алена Авраамова владелица московских салонов «Фея красоты» «Как началась спецоперация, у нас все резко снизилось из-за того, что люди стали уезжать. Мы потеряли приблизительно 37% клиентов. Теперь наблюдаем тенденцию — люди возвращаются, записываются, у нас полная запись, нехватку клиентов не ощущаем. Цены не поднимаем, на логистику мы не жалуемся, все товары приходят вовремя, с этим проблем нет, не испытываем никаких сложностей и трудностей. Все приходит вовремя. И цены не поменялись, а на некоторые позиции даже, наоборот, снизились».
Одна из главных причин роста деловой активности в обрабатывающей промышленности очевидна: это увеличение заказов предприятий ОПК после начала спецоперации. Западные санкции не привели к полному краху, а в отдельных отраслях, наоборот, повысили внутренний спрос. Плюс рост инвестиций, в том числе государственных: только в декабре российский бюджет потратил почти 7 трлн рублей — это 22% годовых расходов.
В целом российская экономика оказалась гораздо устойчивее к негативным воздействиям, чем казалось ранее. О чем уже не раз говорили, в том числе и на Западе. Продолжает директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики «Альфа-капитала» Владимир Брагин:
Владимир Брагин директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики «Альфа-капитала» «Помимо тех проблем, которые создали санкции, ограничения, они создали еще и целый ряд возможностей, а самое главное — мотивацию для экономических агентов развивать внутреннее производство. И это как раз сказывается на показателях ВВП, на показателях промышленного производства, ожиданиях. То есть, видимо, первый шок прошел, и понятно, что уже начинают вырабатываться какие-то механизмы и стратегии поведения, которые в том числе транслируют рост уверенности в том, что в текущих условиях тоже можно жить. Катастрофы не произошло, а значит, можно как-то планировать более оптимистично».
Несколько другое отношение к ростам индексов PMI у главного экономиста ПФ «Капитал» Евгения Надоршина — по его мнению, радоваться пока рано:
Еще в конце прошлого года в S&P Global отмечали, что рост промышленной активности в России стал самым быстрым с 2017-го. И ожидали, что оптимизм российских производителей в отношении перспектив роста в ближайшие 12 месяцев будет только укрепляться. Похоже, пока нет оснований пересматривать этот прогноз в сторону ухудшения.