Государство будет управлять срывающими гособоронзаказ предприятиями. Но только при военном положении
Соответствующий указ подписал президент Владимир Путин. Как это будет выглядеть на практике?
Читать на полной версииВ первом же предложении президентского указа есть ссылка на закон «О военном положении». В случае если его вводят и какое-то предприятие срывает гособоронзаказ, то права его акционеров приостанавливаются, а правительство создает комиссию, которая будет управлять этим предприятием.
Понятно, что речь, конечно, идет о частных компаниях, которые в том числе выполняют заказы Минобороны. Если, допустим, введут военное положение, а эти компании что-то не выполнят в срок, то акционеров временно устранят и государство само займется управлением. По сути, речь идет о временной национализации. Временной, потому что в указе есть слова «впредь до отмены военного положения». Этот документ можно назвать предупреждением частным компаниям.
Можно заметить, что в России, в отличие от США, все-таки относительно недавно такие предприятия начали выполнять оборонные заказы. Продолжает гендиректор Фонда национальной энергобезопасности Константин Симонов:
Из частных военно-промышленных компаний, конечно, в первую очередь вспоминается концерн «Калашников». В 2020 году контроль в нем купил бывший замминистра транспорта Алан Лушников. Есть у него, кстати, и другие оборонно-промышленные активы, например Липецкий механический завод, который производит тягачи для зенитно-ракетных комплексов. Государственные заказы выполняют компании, входящие в принадлежащую Владимиру Евтушенкову АФК «Система», у которой совместный проект с «Ростехом» — фабрика «Микрон».
Но формально, если следовать букве закона о гособоронзаказе, его выполняют все компании, которые что-то поставляют Минобороны. Будь то зенитки, бронежилеты или овощи для солдат. Комментирует юрист Александр Набатов:
Александр Набатов юрист «Гособоронзаказ регламентируется федеральным законом № 275. Там дается четкое определение, что это такое. Это работы, услуги для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности РФ. То есть под это могут подпадать как производство бронежилетов, спецодежды, оружия, так и поставка картошки. Все это является гособоронзаказом. Начиная от каких-то гвоздей и заканчивая танками и суперсовременными вооружениями».
Причины появления указа, наверное, понять несложно. Было много жалоб, что участникам СВО приходилось за свой счет покупать самое необходимое — от одежды и лекарств до бронежилетов. В целом можно говорить о недовольстве тем, как государство взаимодействует с заводами. Можно вспомнить, как президент критиковал главу Минпромторга за то, что вовремя не заключаются контракты. И вот теперь стало понятно, что если введут военное положение, то государство может полностью взять в свои руки весь оборонно-промышленный комплекс и контролировать поставщиков Минобороны. Если, конечно, такое положение введут.