Компании «Ашан», «Леруа Мерлен» и «Декатлон» могут проверить на соблюдение налоговых законов. Инспекцию Минфина инициирует не само ведомство, а депутат Госдумы.

Главную претензию к трем французским компаниям можно сформулировать так: имея выручку в России на миллиарды рублей, они отчисляют гораздо меньше налогов, чем конкуренты. Точнее говоря, имеют коэффициент налоговой нагрузки в 0,4% — по сравнению с малым и средним бизнесом в ретейле, у которых 3-4% — это очень мало. Также они переносят обязательства по уплате налогов в иностранные юрисдикции — во Францию, Нидерланды и Люксембург. Обращение в Минфин с просьбой проверить французские компании направил первый зампредседателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Андрей Луговой. Вот как он объяснил Business FM свою мотивацию:

Андрей Луговой зампредседателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции «Ко мне поступила информация о том, что группа компаний «Ашан» в своей деятельности использует налоговые схемы оптимизации, которые могут вызвать вопросы у Федеральной налоговой службы. И для того чтобы прояснить эту ситуацию, я направил запросы в министерство финансов с предложением провести глобальную проверку. Насколько я понимаю, Минфин с пониманием подошел к этому вопросу и проверку такого рода будет проводить. Мне на электронную почту пишут всякие письма с криком: «Руки прочь от «Ашана»! Вы не закроете «Ашан»!». Его закрывать никто не собирается».

Сети французских гипермаркетов — продуктовых, строительных и по продаже одежды — принадлежат знаменитой французской семье бизнесменов Мюлье. Активами полузакрытой Ассоциации семьи Мюлье владеют около 700 ее членов, всего же фамилию Мюлье носят аж 1300 человек. У семьи десятки брендов, они кормят и одевают всю Францию. В России у них есть «Ашан», «Леруа Мерлен» и до недавнего времени был «Декатлон», который гипермаркеты закрыл, а бизнес захотел продать. Была известна еще сеть «Киаби», она покинула российский рынок еще в 2021 году.

«Ашан» и «Леруа» достаточно прозрачны, считает гендиректор Vector Market Research Дмитрий Чумаков:

Дмитрий Чумаков гендиректор Vector Market Research «Работая в разных юрисдикциях, такие компании иногда стараются найти возможности сократить суммарное налоговое бремя. Плюс они имеют возможность перераспределять прибыль и оставлять ее в той или иной стране. В России, по моему мнению, к компаниям нет никакого предвзятого отношения. Если посмотреть на зарубежные рынки, то компании уже сталкивались с претензиями со стороны налоговых органов. С одной стороны, это, безусловно, профессиональный участник рынка розничной торговли, и при этом такой низкий показатель налоговой нагрузки, вероятно, как раз и является причиной, по которой появился интерес проверить, насколько корректно компания действительно работает, все ли она делает правильно».

Взять, к примеру, «Леруа Мерлен Восток» и открытые базы бухгалтерской отчетности. Выручка за 2019 год — 311 млрд рублей, за 2020 год — 347 млрд. Прибыль до налогообложения компания фиксировала на уровне в 11 млрд в 2019 году и в 7,5 млрд — в 2020-м. Выручка стала больше, а прибыль — меньше, может, это смутило неназванные источники депутата, которые пожаловались ему на компанию. Еще один аргумент — у семьи Мюлье были многочисленные налоговые скандалы в Европе, обыски в домах семьи в Бельгии и Люксембурге, обвинения в замаскированной коммерческой деятельности и так далее. Однако в случае России история не выглядит перспективной, считает управляющий партнер адвокатского бюро BGMP Сергей Матюшенков:

Сергей Матюшенков управляющий партнер адвокатского бюро BGMP «По поводу уклонения от уплаты налогов, мне кажется, что письмо депутата — это больше повод попиариться. Указанные компании являются крупнейшими налогоплательщиками и находятся на постоянном налоговом мониторинге. Скажем так, уклониться от каких-то налогов ей крайне сложно. Почему у них такая маленькая налоговая нагрузка — сказать сложно, надо смотреть. То, что наши налоговики сделали с точки зрения выявления схем по уклонению, особенно с НДС, — это феноменальные результаты. И то, что возможно во Франции, не факт, что прокатит у нас».

Радиостанция Business FM направила запросы в «Ашан» и «Леруа», ответов на момент публикации материала в редакцию не поступало. Сами компании пока никак ситуацию не комментировали. Но, скорее всего, отреагируют. Рынок России для компаний важен — «Ашан» и «Леруа» пользуются здесь популярностью. У «Ашана» в России 153 гипермаркета, у «Леруа Мерлен» — 112 магазинов. А в декабре «Ашан» регистрировал товарный знак с говорящим названием «Родной, и все тут».