Обновлено в 15:15

В феврале нефтедобыча в России впервые достигла досанкционного уровня и может превысить показатель февраля 2022 года, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источник в отрасли. По сравнению с январем этого года добыча выросла на 2% и превысила показатель в 1,5 млн тонн в сутки.

При этом уже в марте нефтяной отрасли придется сократить добычу на 500 тысяч баррелей в сутки относительно января. Таким образом в правительстве хотят добиться более высоких цен на нефть.

После введения санкций российская нефтяная отрасль перенаправила большую часть поставок из Европы в Азию, однако из-за роста расходов на логистику и снижения числа покупателей нефть приходится продавать с существенным дисконтом. До санкций российский сорт Urals торговался к Brent со скидкой в несколько долларов, а после введения ограничений дисконт доходил до 40 долларов за баррель.

О том, с чем связан рост добычи нефти в феврале, рассказывает независимый аналитик Дмитрий Лютягин.

Дмитрий Лютягин независимый аналитик «Это, во-первых, связано с чисто экономической выгодой, которую нефтяные компании хотят получить. Экспортные пошлины, если смотреть по динамике последних трех-четырех месяцев, постепенно снижаются именно вслед за тем, что пересматриваются уровни цены российской нефти, и, исходя из этого, уже формируется цена или экспортная пошлина. Сегодня экспортная пошлина, которая планируется в марте и в апреле, в 2,5-3 раза ниже, чем та, которая была в декабре, ноябре. И для нефтяной компании выгодно наращивать сейчас экспорт даже с учетом того, что рынка Европы нет. Вторая причина в том, что нефтяные компании будут подчиняться тем регуляторным правилам или договоренностям, которые наше Министерство энергетики высказало, то есть нужно будет в марте показать снижение объема добычи, именно чтобы стабилизировать ценовые параметры на российскую нефть на мировых рынках, тем самым сократить дисконт Urals к Brent. Нефтяные компании понимают, что им нужно будет сократиться относительно января, но, чтобы снижение объема добычи не сильно ударило по их финансам, с учетом того что снижаются экспортные пошлины, нефтяные компании на этом хотят выиграть и поэтому нарастили объем добычи в феврале текущего года. Дисконт сохраняется, он постепенно после введения 5 декабря эмбарго на российскую нефть достиг своего апогея, то есть мы видели, что дисконт доходил до 40 долларов. Он постепенно снижается, потому что российские компании уже адаптировались к переговорным возможностям с азиатскими партнерами, чтобы уже в плановом режиме осуществлять поставку и тем самым сокращать дисконт. Уже нет 40-30 долларов дисконта, сегодня дисконт на российскую нефть составляет в районе 20-25 долларов, и я думаю, что он будет продолжать снижаться».

В ближайшее время в правила экспорта нефти продолжат вносить изменения, считает ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков.

Игорь Юшков ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности «Проблема, в основном, в цене: почем мы продаем нефть и как вообще нам понимать, почем ее нужно продавать, к чему привязать формулу определения НДПИ и размера экспортной пошлины. Мы видим, что тут тоже есть определенные изменения, но пока они выглядят только как некое латание дыр, а не комплексное решение проблем, то есть взяли установили просто нижний предел скидки, а средняя какая цена российской нефти экспортная в долгосрочной перспективе? Мы будем как-то ее определять или нет? Или мы прямо привязываемся теперь к сорту Brent постоянно? Явно здесь должны последовать дальнейшие решения о том, какой бенчмарк мы сами создаем, либо мы с Platts продолжаем работать, просто она должна скорректировать свои данные и, например, отслеживать стоимость российской нефти. В Индии явно скидка в последнее время снижается, но какие темпы снижения скидки, здесь сказать никто не берется. Одно дело, почем российские компании продают нефть, и другое дело, почем ее импортирует Индия и Китай. Данные, которые нам предоставляют международные агентства, конечно, там и 74 доллара за баррель, и даже 80 может быть. Но, во-первых, стоимость фрахта выросла, компаниям меньше денег остается. Во-вторых, используются всевозможные финансовые посредники, мы понимаем, что в Индию часть нефти как минимум идет через различных посредников в Объединенных Арабских Эмиратах. Я думаю, что пока есть некий переходный период, и государство тоже предпринимает разные шаги — и введение максимального размера скидки, и, скорее всего, поменяется формула расчета экспортной пошлины и НДПИ, поэтому, наверное, изменения еще будут, и говорить о том, что уже точно есть цена нефти, еще рано».

Таким образом, учитывая, что сейчас нефть марки Brent торгуется на уровне чуть выше 84,5 доллара, российская Urals продается в коридоре 60-65 долларов. В декабре-январе цены на Urals опускались до 50 долларов за баррель. При этом в российский бюджет на этот год заложена цена нефти в размере 70 долларов за баррель.