Российские контролирующие органы обнаружили теневую схему «разлома эквайринга» на 100 млрд рублей в год
Схему раскрыли ФНС, финразведка и ЦБ. Она давала ресторанам возможность отчитываться перед покупателем в обычном режиме, но фактически деньги выводились из-под надзора через структуру, ранее связанную с онлайн-казино, пишет РБК
Читать на полной версииВыгода некоторых российских рестораторов по так называемой схеме разлома эквайринга составляла до 100 млрд рублей в год. Схему раскрыли ФНС, Росфинмониторинг и ЦБ еще прошлой осенью, сейчас появились цифры, рассказали РБК источники, знакомые с материалами проверки. ФНС ранее заявляла, что участники схемы последние четыре года уклонялись таким образом от налогов.
Эквайринг — это безналичная оплата картами, и банки берут за эту услугу комиссию: средняя по России — 1,5-2,5% с каждой транзакции. Бизнес всегда жаловался, что это много. В схеме «разлома эквайринга» (если она действительно была) участвовали рестораторы, потому что в их бизнесе платежи по картам — самое обычное явление. Опрошенные Business FM владельцы заведений оценили долю безналичной оплаты в 90%.
Смысл схемы был в создании юрлица-посредника между платой клиента за обед в ресторане и итоговым расчетным счетом заведения, с которого высчитываются налоги. Этим ключевым звеном, как говорится в материалах проверки налоговой, была расчетная небанковская кредитная организация «РИБ», у которой ЦБ уже забрал лицензию. Через посредника в стране появилось пять тысяч «серых» терминалов оплаты и подменных касс. В итоге расчетный счет, который видела налоговая, был гораздо меньше реального, а значит, и налоги начислялись меньше. «Серые» платежи рестораторы клали себе в карман. В основе истории — неприятие ставок эквайринга и уклон рестораторов в наличку. Понять, почему так происходит, нетрудно, говорит основатель сети стритфуда «Vлаvаше» Павел Крупин:
Павел Крупин основатель сети стритфуда «Vлаvаше» «Конечно, безнал невыгоден по причине того, что он сразу попадает на расчетный счет. Там вообще, по-моему, 20% на НДФЛ накладывается. Если вы проводите это через эквайринг, все выпадает через банк, и вам эти деньги уже никак не скрыть. Эквайринг может накладывать до 2% и даже выше на каждый платеж. В нашей истории, конечно, нам чуть проще, потому что у нас все-таки франшизная сеть, намного проще вывод расчетного счета, нет таких налогов, достаточно большой оборот — у нас порядка миллиарда за 2022 год. И здесь проще играть с банками. Мы приходим в любой банк, говорим: «Наша группа компаний под таким-то брендом, вот договоры франшизы, нам нужно 0,9% эквайринга вместо 2,5%». И сталкиваем лбами пять-шесть банков, и каждый предлагает лучшие условия на рынке».
Наверное, каждый слышал, что в заведении не принимаются карты и можно оплатить наличкой или переводом. Или что карты есть, но все равно вам активно намекают на другие способы. Так бизнес увеличивает свою выручку, но законными методами, не прибегая к «серым» схемам. Есть например, платежи по QR-коду через СБП, комиссия там ниже, всего 0,4% или 0,7%. Некоторые заведения пользуются спецприложениями, например сервисом «Бартелло» или онлайн-чаевыми «Денег.нет».
Если, участвуя в «серой» схеме, рестораторы хотели выгадать проценты от эквайринга, то это несущественные деньги, рисков они не стоят. Другое дело, если целью было скрыть от налоговой хотя бы половину расчетного счета, если у бизнесмена большой оборот, то это выгодно тем более. Продолжает основатель ресторанов «Сибирь Сибирь» и Ku Денис Иванов:
Денис Иванов основатель ресторанов «Сибирь Сибирь» и Ku «Мы никогда не уходили от схем оплаты картами, то есть у нас никогда не было такого, что мы не принимаем или заплатите-переведите. Я сам активно хожу в другие рестораны, с удовольствием оплачиваю картой. Я уже наличные сам давно с собой не ношу. Мы используем такие способы получения чаевых для официантов, как «Нетмонет», например. Пользуемся такими способами, потому что они увеличивают доходы официантов в том числе. Мне кажется, сейчас появилось очень много таких удобных способов. Поэтому моя позиция всегда была такой, что, конечно, все будут всегда жаловаться на эквайринг, потому что дорого. Но мое мнение — это дорого, но некритично».
Представление о схеме «разлома эквайринга» мы имеем только по словам источников СМИ, нет официальных подтверждений, что эта цепочка вообще была преступна и предназначалась для уклонения от уплаты налогов. В ФНС мы направили запрос, но оперативный комментарий там дать не смогли. Впрочем, осенью налоговая сообщала РБК, что «установлены все участники схемы: выгодоприобретатели, которые уклоняются от налогов, и компании-посредники, отвечающие за техническую поддержку этой схемы». Комментирует ресторатор, совладелец и управляющий барного объединения «Профсоюз» Дмитрий Левицкий:
Дмитрий Левицкий ресторатор, совладелец и управляющий барного объединения «Профсоюз» «Люди стараются минимизировать свои затраты. Другое дело, что каждый сам для себя определяет, насколько далеко он готов зайти. Наличность, она всегда находится в «сером» поле. Кто-то не оформляет сотрудников официально и не показывает «белую» зарплату, кто-то закупается на рынках продуктами, кто-то не хочет, не знаю, инвесторам дивиденды выплачивать. Куча причин, почему наличные интереснее. Касаемо того, что в ресторанах говорят о том, что надо платить только наличными, то это, конечно, незаконно, и сейчас по закону мы должны предоставить покупателю возможность оплатить по безналу, если он того желает. Другое дело, что этот закон не очень объясняет, что делать, если действительно не работает у тебя кассовый аппарат».
Заметной «серая» схема стала после выхода на рубежный уровень — на пике, в 2021 году, оборот всех участников составил 100 млрд рублей, преступным доходом стало 10% от этой суммы, то есть 10 млрд, пришли к выводу проверяющие из ФНС, на которых ссылается РБК. В перспективе возможно уголовное дело по статье «организация преступного сообщества или участие в нем» — до 20 лет лишения свободы.