В правительстве обсуждают возможность запустить с 1 апреля эксперимент по маркировке радиоэлектроники
Также планируется ввести утильсбор на иностранную электронику, содержащую золото и редкоземельные металлы. Деньги пойдут на переработку электроники, а также поддержку российских производителей
Читать на полной версииОбновлено в 18:43
В правительстве обсуждают возможность запустить с 1 апреля эксперимент по маркировке и радиоэлектроники. На первом этапе будет маркироваться только светотехника, пишет «Коммерсантъ».
Кроме того, планируется ввести утильсбор на зарубежную электронику. Доходы будут направлены не только на переработку, но и на поддержку российских производителей. Это мера больше похожа на скрытую пошлину, говорит руководитель аналитического агентства Content-Review Сергей Половников:
Сергей Половников руководитель аналитического агентства Content-Review «Мне кажется, ни о какой утилизации речи не идет, это просто скрытая пошлина на те товары, которые производятся в России, но в значительной степени еще и завозятся из-за рубежа. Скорее всего, подобные сборы будут налагаться на ту технику, которая в достаточном количестве производится и в России, но по ценам проигрывает зарубежным (по ценам, не по качеству, подчеркиваю) из-за того, что зарубежные производители имеют эффект масштаба, а соответственно, имеют возможность снижать цены. Что касается утилизации в целом, здесь все крутится вокруг того, что для того, чтобы что-то утилизировать, это что-то надо где-то собирать. У нас в последние годы уже пытались принудительно заставить сортировать мусор. Одно дело просто батарейку куда-то использованную кинуть, это ладно, это нормально, тем более сбор батареек везде. Но если речь идет о том, что ты должен собрать свои лампочки, допустим, ртутные, пойти куда-то зачем-то, непонятно зачем, тебе денег за это не заплатят, куда-то их сдать и надеяться, что кто-то что-то утилизирует, — полная чушь и глупость. Поэтому, когда кто-то говорит об утилизации, он должен говорить еще и о том, что нужны системы прямой финансовой мотивации людей, которые будут сдавать что-то на утилизацию».
Если маркировку и утильсбор введут, то техника подорожает для конечного потребителя, говорит главный редактор Digital Media, эксперт по цифровой технике Павел Синяков.
Павел Синяков главный редактор Digital Media, эксперт по цифровой технике «Давайте называть вещи своими именами, это не маркировка, а просто подорожание, и все. Государство хочет денег, естественно, как обычно, за счет потребителя. Сейчас, видимо, на что-то не хватает денег, и решили, что а давайте будем еще электронику. А так называемая защита отечественного производителя, вы прекрасно понимаете, что это все благие намерения и ничего больше. От кого защищать отечественного производителя? Он в любом случае защищен, потому что от нас ввиду политических обстоятельств отвернулось большинство брендовых производителей и параллельный импорт удорожает всю эту технику, появляются дополнительные посредники и цена вырастает. Вопрос: тогда от чего мы будем защищать российского производителя? От того, чтобы они случайно повысили цены и у них перестали покупать?»
Если на розничных продажах введение маркировок почти не скажется, то в других отраслях могут возникнуть сложности, говорит директор по связям с органами государственной власти Международной светотехнической корпорации «Боос Лайтинг Групп» Евгений Долин:
Евгений Долин директор по связям с органами государственной власти Международной светотехнической корпорации «Боос Лайтинг Групп» «Он как продукт обращается в двух сегментах. С одной стороны, в сегменте розничной торговли — лампочки, светильники, то есть продукт массового спроса, который торгуется в сетях, и подобно уже ранее прошедшим маркировку сигаретам, алкоголю, шубам, воде, молоку, он так же легко подвержен механизму контроля через механизм непробития кассового чека, если продукт не бьется по штрихкоду. С другой стороны, существует огромное количество светотехники, которое реализуется в промышленном сегменте и не проходит через кассовые аппараты и не подвержено обязательному сканированию, как в магазинах розничной торговли. И очень рискованно объединять этот сегмент в один флакон с сегментом, который легко подвергается контролю. Имеет смысл вводить маркировку, и она будет эффективно работать на лампы бытового сегмента, на светильники бытового применения, которые торгуются в розничных сетях, и крайне осторожно нужно подходить к вопросу уличных светильников, промышленных светильников и подобных изделий для строительных организаций, для эксплуатирующих, монтажных организаций. Их придется оснащать программным обеспечением либо давать каждому монтажнику, который залезает на вышку на морозе и ставит там светильник, смартфон — будет ли он там сканировать или это внизу будут делать перед установкой или где-то еще. Где завершится этап торгового оборота светильника, к примеру, уличного, непонятно, поэтому здесь могут быть риски. Кроме того, риски могут быть по всей цепочке маркировки, ведь проект предусматривает не просто маркировку конечного изделия, он предусматривает еще и маркировку отдельных компонентов этого изделия, например источника питания, светодиода, и эта цепочка будет очень сильно перегружать государственную систему, где это все учитывается. Количество транзакций возрастет многократно».
Введение утильсбора прошлой весной рассматривалось правительством как один из способов финансирования программы развития российской электронной промышленности. На нее планируется потратить более 2,5 трлн рублей до 2030 года.