Заведующий канцелярией Комиссии ЦК КПК по иностранным делам Ван И, пожалуй, главный зарубежный гость Кремля как минимум с начала года, а может быть, и за всю острую фазу конфликта. Во вторник, 21 февраля, в день обращения Владимира Путина, глава китайской дипломатии провел переговоры с секретарем российского Совбеза Николаем Патрушевым и министром иностранных дел Сергеем Лавровым. 22 февраля дипломата принимал уже президент. Перед началом переговоров Владимир Путин попросил его передать наилучшие пожелания своему «другу» Си Цзиньпину. Ван И заявил, что российско-китайские отношения выдержали давление со стороны международного сообщества и развиваются стабильно. Пекин готов укреплять стратегическое сотрудничество с Москвой в интересах обеих стран и всего мира.

Цели визита анализирует председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов:

Федор Лукьянов председатель Президиума СВОП, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» «Ван И, как я понимаю, приехал с конкретной задачей, он готовит приезд в Москву председателя КНР Си Цзиньпина. Председателем на новый срок Си должен стать, судя по всему, в марте, после соответствующей сессии. Планируется, что первый визит он нанесет именно в Россию, что, конечно, будет знаком, жестом укрепляющихся отношений. Сейчас все, что делает Китай, рассматривается всеми под лупой, влияние этой страны на мировые дела растет. Не знаю, рассматривать это как символизм или стратегию, я думаю, что и то и другое. Китай не дистанцируется от России, Китай не сближается с Россией, Китай пытается поддерживать отношения конструктивного баланса. Но, конечно, прежде всего его интересует собственная экономическая ситуация. Попытка починить связи с Европой, которые шатаются из-за американского давления, очень важна для Китая».

Самое громкое заявление прозвучало по итогам переговоров. Как пишет РБК, Ван И заявил, что Китай «высоко ценит подтверждение Россией готовности урегулировать проблему путем диалога и переговоров», однако подробностей посланник Пекина не сообщил. Ожидается, что на этой неделе Китай представит некий «мирный план» по конфликту вокруг Украины. По данным источников Bloomberg, инициатива подразумевает и прекращение огня, и прекращение поставок вооружений Киеву. Как пишет The Guardian, в рамках европейского турне Ван И сообщил детали европейским лидерам — те отреагировали «настороженно». За день до его приезда в Москву собеседники The New York Times сообщили, что Китаю жизненно необходимо развивать экономические связи с Евросоюзом, но отношения «уперлись в стену» из-за вопроса России.

О геополитическом треугольнике рассуждает директор Института стран Азии и Африки МГУ Алексей Маслов:

Алексей Маслов директор Института стран Азии и Африки МГУ «Строго говоря, Китай никогда и не отдалялся от Европы, это Европа пыталась отдалиться от Китая, вводя различные методы ограничений китайских инвестиций и скрининг на китайские вложения. Сейчас же Китай изменяет свою тактику. То, что видно по европейскому турне Ван И, — он пытается проводить одну политику по отношению к странам ЕС, причем довольно диверсифицированно, а другую по отношению к Вашингтону. То есть Китай хочет объяснить, что Китай ни в коем случае не является противником европейского сообщества. При этом мы не увидели какого-то сильного отторжения со стороны европейских лидеров этой китайской инициативе. Совсем другую политику Китай проводит по отношению к Вашингтону, где он слышит, что его обвиняют: то шары не туда залетают, то тайваньская проблема не так решается. Китай крайне заинтересован в том, чтобы ситуация вокруг Украины как минимум была заморожена, чтобы не было никаких боевых действий. Тогда Китай может продолжать бизнес как обычно. Для этого надо договориться со всеми. Поэтому Китай вступил в очень необычную для себя колею — это такой посредник-миротворец. Пока официально мы не слышали, что были озвучены миротворческие инициативы со стороны Китая, о них лишь пишут. Очевидно, что если Китаю что-то удастся, хотя бы немного продвинуться, то он здесь выходит на передовые позиции, и это очень не нравится Вашингтону».

В четверг конкурирующая мирная инициатива может быть представлена на голосование в Генассамблее ООН. Резолюция, которую заранее поддержали более 60 стран — союзниц Украины, подчеркивает необходимость «справедливого и длящегося мира» и призывает к «прекращению враждебности». Документ не будет иметь обязательной силы, как и две предшествующие резолюции Генассамблеи, которые осудили Россию за ввод войск и присоединение территорий. О том, как Москва относится к подобным инициативам, рассказывает академик РАН Василий Михеев:

Василий Михеев академик РАН «В моем понимании — никак. Если эта резолюция требует согласия постоянных членов Совета Безопасности, этого не будет. Китай воздержится, Россия будет против. Она не пройдет. Если оно носит рекомендательный характер, достаточно простого большинства голосов. Она может пройти, но это не будет иметь никакого значения ни для кого: ни для России, ни для тех, кто ее принимает. Я бы не сказал, что позиция Китая разрушающая, она более интересная. А здесь просто проголосовали, осудили».

Ранее на этой неделе Китай представил свою концепцию инициативы глобальной безопасности. Согласно документу, поддержание мира во всем мире и содействие глобальному развитию и процветанию должны стать стремлением всего международного сообщества. Бумага носит концептуальный характер и не подразумевает конкретных действий. Западная пресса документ практически проигнорировала.