Правительство предлагает смягчить ответственность за налоговые преступления
Кабмин предлагает не возбуждать или закрывать уголовные дела, если предприниматель выплатит все недоимки и пени. Кроме того, планируется сократить с десяти до шести лет срок давности привлечения к уголовной ответственности по налоговым статьям Уголовного кодекса
Читать на полной версииОбновлено в 14:50
Кабмин предлагает не возбуждать или закрывать уголовные дела, если предприниматель, подозреваемый в неуплате налогов, выплатит все недоимки и пени, пишет «Коммерсантъ».
Кроме того, планируется сократить с десяти до шести лет срок давности привлечения к уголовной ответственности по налоговым статьям УК. Для этого авторы законопроекта считают необходимым перевести налоговые преступления в категорию преступлений небольшой и средней тяжести: по ним срок давности ниже.
В этом случае изменятся и максимальные наказания по налоговым статьям за сокрытие средств и имущества, за счет которых должны выплачиваться налоги и страховые взносы. Так, по статье 199-199.2 УК они снизятся с шести или семи до пяти лет лишения свободы, а по статье 199.4 — с четырех до трех лет.
Бизнес давно ждал таких поправок. Вот что говорят представители бизнеса:
Директор компании «Промет» Алексей Петров
«Любая декриминализация предпринимательской деятельности считается хорошим сигналом, потому что, когда предприниматели работают, у нас достаточно много рисков, в том числе по уплате налогов. Поэтому, когда возникают определенные проблемы, когда возникает угроза уголовного преследования, это крайне негативно сказывается на предпринимательском бизнесе. И каждый раз, когда предпринимателей задерживают и сажают за какие-то действия, связанные с предпринимательской деятельностью, это крайне неправильно, это приводит к тому, что люди уходят в «серый» бизнес или вообще уходят из бизнеса, и последнее гораздо хуже, чем когда люди уходят в «серый» бизнес, потому что в этом случае теряются рабочие места, перестают выпускаться новые виды продуктов и так далее».
Глава «НДВ Групп» Александр Хрусталев
«Дай бог, чтобы такие инициативы были постоянны, очередная возможность для коррупционеров закрыта, когда полицейские возбуждали дела о налоговом преступлении и предпринимателей задерживали, отжимали бизнес. Конечно, у «оборотней в погонах» есть еще возможности для маневров, есть еще статьи типа «незаконная предпринимательская деятельность», умудряются бизнес прикрывать. Поэтому, когда перекроют оставшиеся возможности для коррупционеров, наверное, будет хорошо, потому что скоро будут, наверное, создавать зоопарк для бизнесменов, где на них можно съездить и посмотреть, есть ли они в наличии или нет».
Гендиректор Finn Flare Ксения Рясова
«Инициатива направлена на то, чтобы улучшить инвестклимат в стране. Любое действие, которое улучшает инвестклимат в стране, — это прекрасно. Действительно, все предпринимается: и то, что ввели параллельный импорт, и то, что налоговые проверки как-то затихли, нет такой агрессии со стороны проверяющих органов. Я не могу сказать, что сейчас бизнес как-то себя чувствует не обласканным государством, у нас нет сейчас претензий никаких».
С одной стороны, предприниматель получает гарантии, что при выплате всех недоимок он не попадет под уголовное преследование, с другой, государство активнее пополняет бюджет, поскольку бизнесмен платит все налоги, а не пытается использовать эти деньги для защиты от уголовного преследования, говорит один из разработчиков законопроекта — член генсовета «Деловой России», руководитель Экспертного центра по уголовно-правовой политике и исполнения судебных актов Екатерина Авдеева:
Екатерина Авдеева член генсовета «Деловой России», руководитель Экспертного центра по уголовно-правовой политике и исполнения судебных актов «Предприниматель, в принципе, имел возможность быть освобожденным от уголовного наказания и при действующем законодательстве. Но дело в том, что этому предшествовало достаточно большое количество следственных действий, которые не проходили для бизнеса бесследно. И если говорить о том, что изменится для бизнеса, то сегодня мы констатируем факты возбуждения уголовных дел даже в случае, если налоговая недоимка погашена в полном объеме, даже в случае, если это было следствием некоего компромиссного диалога с налоговыми органами. И были уточнения со стороны предпринимателей именно в связи с требованиями ФНС, которые не были следствием проверки, и предприниматель, просто не желая какого-то конфликта с налоговым органом, уточнял налоговую декларацию, сам добровольно все оплачивал, а потом оказывался под уголовным преследованием. Поэтому здесь речь идет не о том, что кто-то будет освобожден, потому что, если он уплатил налоговую недоимку, он и так будет освобожден от уголовного наказания и по действующему законодательству, а здесь важно, что он не окажется в уголовном поле в принципе, если он оплатил это сразу после выставления требования. Вторая часть предложения заключалась в том, чтобы сократить сроки давности по квалифицированным налоговым составам, эти преступления попали в категорию средней тяжести, и предприниматели действительно могут не опасаться после вступления законопроекта в силу, когда к ним придут спустя восемь лет. Срок давности будет составлять шесть лет по квалифицированному составу».
Кабинет министров должен утвердить документ уже в среду, после чего он будет внесен в Госдуму.