В Москву с запланированным ранее визитом прибудет член Политбюро ЦК Компартии Китая Ван И. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков не исключил возможности его встречи с Владимиром Путиным. Ранее Ван И принял участие в Мюнхенской конференции по безопасности, где в том числе провел переговоры с госсекретарем США Энтони Блинкеном и главой МИД Украины Дмитрием Кулебой, а затем посетил штаб-квартиру ЕС в Брюсселе. Визит Ван И по времени практически совпадает с поездкой президента США Джо Байдена в Европу, во время которой он уже посетил Киев. Чего ждать от этой многоходовой дипломатии?

Визит Ван И, курирующего всю внешнюю политику Китая, проходит сразу после его переговоров с госсекретарем США в Мюнхене, притом что эта встреча прошла явно хуже ожиданий — во всяком случае, американцев. Которые одновременно хотели бы сгладить впечатление от недавнего инцидента со сбитым над Америкой китайским зондом, но также и предотвратить дальнейшее сближение Пекина и Москвы. Причем в последнее время в американских СМИ участились публикации со ссылкой на власти США, что, дескать, Пекин может начать поставлять России летальное оружие. Притом что даже Киев поспешил заявить, что пока следов таких поставок не обнаружено.

В преддверии визита Ван И в Москву китайский МИД заявил, что «США не имеют права предъявлять Китаю какие-либо требования». Подчеркнуто, что отношения с Россией носят всеобъемлющий характер и основаны на принципах «неприсоединения, неконфронтации и не направлены против третьих стран». Одновременно КНР поддержала проект резолюции ООН с призывом провести расследование взрывов на газопроводе «Северный поток», притом что в Евросоюзе вслед за США журналистское расследование Сеймура Херша на эту тему назвали инсинуациями. А еще примечательно, что в изложении государственного агентства Китая Xinhua содержания встречи Ван И и Блинкена не были упомянуты ни Россия, ни Украина, зато сказано, что «США всеми средствами пытаются блокировать и подавить Китай».

Выступая в Мюнхене, Ван И пытался проводить разницу между Америкой и Европой, обращаясь к представителям последней как к «дорогим друзьям», обратив внимание явно с намеком на Америку, что некие силы не хотят дать реализоваться мирным переговорам и им безразличны как людские потери Украины, так и вред, нанесенный Европе. Возможно, это была попытка обратиться к европейским партнерам за поддержкой в связи с широко анонсированным выступлением Си Цзиньпина — скорее всего, 24 февраля, — где могут быть предложены некие мирные инициативы. Судя по всему, именно это, а также подготовка возможного визита китайского лидера в Россию и является главной целью приезда Ван И в Москву, а вовсе не поставки летального или нелетального вооружения.

В то же время визит, совершенный на фоне неожиданного для многих появления Байдена в Киеве, является формой моральной поддержки Москвы накануне президентского ежегодного послания Федеральному собранию. На Западе это, конечно, еще больше будет подпитывать слухи и рассуждения на тему о том, как складывается антизападная, прежде всего антиамериканская, ось Москва — Тегеран — Пекин — Пхеньян. Что ж, пусть говорят.

В то же время есть впечатление, что председатель Си, который пока не дал окончательного ответа на приглашение Владимира Путина, не поедет в Москву до тех пор, пока не будет уверен, что его визит принесет некие важные подвижки в сторону скорейшего окончания украинского конфликта, в чем Пекин уже не раз выражал свою необычайную заинтересованность. Однако при этом он никогда не обвинял Москву в том, что она этот конфликт затягивает. Пекин никогда не выступал и с однозначной поддержкой СВО, указывая лишь, что и Запад, мол, виноват в разжигании конфликта.

Что касается возможных мирных предложений со стороны КНР, то до сих пор Пекин ограничивался всякий раз общими фразами относительно уважения территориальной целостности всех государств, в том числе Украины, а также необходимости скорейшего прекращения огня и решения спорных вопросов за столом переговоров. Также он резко высказывался против возможного применения ядерного оружия в данном конфликте.

Что касается визита главы китайской дипломатии в Москву, то самым главным остается вопрос о том, последуют ли после него некая активизация боевых действий со стороны России на Украине или же некие политические шаги в плане изменения характера конфликта, в каковых случаях внешний мир однозначно воспримет это как результат согласования с Пекином как накануне ежегодного обращения Путина к Федеральному собранию, так и Си Цзиньпина ко всему миру. Можно очень осторожно предположить, что ситуация объективно требует все же сначала внимательно выслушать обоих лидеров.