Прошедший год стал сложным испытанием для всех участников рынка: нет ни одной отрасли, которой бы не коснулись трудности, вызванные санкциями. Однако особенно сложно пришлось логистическим компаниям, ведь вся их работа завязана на международных поставщиках и уже отлаженной сети маршрутов. О том, как одна из представителей отрасли — компания РТЛ — адаптировалась к новым экономическим реалиям, в интервью BFM.ru рассказал СЕО Михаил Решетков.

Если бы вам надо было описать этот год в трех словах, какими бы они были?
Михаил Решетков: Стремительный, разворотный, испытывающий. Я думаю, эти слова сказали бы на моем месте большинство собственников бизнеса в 2022 году. Для каждого этот год внес свои коррективы. Я воздержусь от придания этим словам какого-либо окраса, но все понимают, что таким, как раньше, ничего уже не будет. Нужно адаптироваться, менять бизнес-модели, адекватно реагировать на происходящее.
Какие трудности были в 2022 году? Как логистическая компания справилась с ними?
Михаил Решетков: Первая половина года была особенно сложной. Мы специализируемся на доставке негабаритного оборудования, очень много доставляем из-за границы. Российские предприятия, для которых мы осуществляем доставку, попали под санкции, и под ударом оказались в первую очередь наши заказчики в России. Обстановка была нестабильной на международном уровне. Буквально каждый день менялись условия международной торговли. Следует особо отметить, что мы работаем по сложным многосторонним EPC-контрактам, которые подписываются и финансируются задолго до совершения самого факта перевозки, потому что для перевозки негабаритных грузов требуются серьезные подготовительные работы. В итоге были достигнуты договоренности о том, что нам дается определенное время на завершение ранее подписанных контрактов.

Были сложности с проведением платежей в адрес наших зарубежных партнеров, так как их банки возвращали платежи обратно. Было очень напряженно. Буквально каждый этап приходилось решать в индивидуальном порядке и тратить массу времени.

Хочу отметить, что наши зарубежные партнеры были заинтересованы в сотрудничестве и всячески шли навстречу.

Как решались вопросы с транспортом, с границами?
Михаил Решетков: Наша компания имеет лицензию таможенного представителя, поэтому вопросы растаможивания решаем сами, у нас целый таможенный департамент. В течение года у нас не было сложностей с ввозом оборудования, так как оно не было под санкциями. Были сложности с заходом иностранных судов с нашим оборудованием на борту в порты России. Владельцы судов, боясь попасть под санкции, запрещали заход в российские порты своим теплоходам, но всегда есть альтернативные решения.
На какие новые рынки ориентируется компания?
Михаил Решетков: Многие европейские инжиниринговые компании размещали производство, а зачастую заказывали непосредственное изготовление оборудования на азиатских площадках, поэтому в Азии сейчас много партнеров, готовых к прямому сотрудничеству. Соответственно, мы изучаем азиатское направление и разрабатываем логистические решения там. Если говорить о доставке оборудования из-за рубежа, то геопозиция России позволяет нам использовать и южные порты, и Северный морской путь и дальневосточные порты. А что касается доставок внутри России, то пока что нам удавалось находить решения, казалось бы, в самых безвыходных ситуациях.
Коснулись ли компании вопросы импортозамещения? Если да, то как? Что изменилось?
Михаил Решетков: Импортозамещение — сложный процесс, и переходный период занимает разное время для каждой отрасли. Например, в сфере быстрого питания или одежды можно заменить иностранных участников в течение полугода и без ущерба для отрасли. Если же говорить про импортозамещение негабаритного высокотехнологичного оборудования, с которым мы работаем, то все не так просто. Глобализация очень тесно связала участников производственного процесса: инжинирингом занимаются в одной стране, производят в другой, заказчик находится в третьей. Логично, что потребуются годы, чтобы стать полностью самостоятельными.
Однако, есть немало отечественных предприятий с вековой историей, которые выпускают современное высокотехнологичное оборудование мирового уровня в рамках импортозамещения. Например, ПАО «Ижорские заводы» является старейшим промышленным предприятием России. Оно основано в 1722 году по указу Петра Великого. В качестве доказательства экспертности «Ижорских заводов» можно привести в пример изготовление реакторов для НПЗ. Еще один пример — ОАО «Волгограднефтемаш». В настоящее время это предприятие активно работает с ведущими игроками нефтегазового сектора РФ.
Какая работа уже была выполнена и как продолжится в следующем году?
Михаил Решетков: В 2022 году мы завершили крупный проект, который длился пять лет. Очередной этап модернизации Московского нефтеперерабатывающего завода. В 2023-м завершаем проекты по доставке оборудования для нового завода «зеленой» металлургии в Нижегородской области и участвуем в тендерах на доставку негабаритного оборудования в перспективе на ближайшие пять лет.
Расскажите подробнее про этот проект.
Михаил Решетков: Летом 2022 года компания РТЛ реализовала один из самых тяжеловесных проектов России по доставке грузов для модернизации Московского нефтеперерабатывающего завода. Параметры груза внушительные: длина — 52 метра, высота — 7,4 метра, ширина — 6,3 метра и масса более 1200 тонн. Реактор произвела компания ПАО «Ижорские заводы». Доставляли груз в несколько этапов

От завода-изготовителя до места погрузки на баржу реактор везли на самоходном модульном транспортере. Для преодоления 13 километров пути потребовалось двое суток и временное перекрытие железнодорожного движения.

Загружали реактор проверенным накатным методом через систему аппарелей. Для стабилизации судна во время загрузки несколько раз наполняли и опустошали балластные танки. Справились с задачей за шесть часов.

Водный переход занял 14 дней, за которые баржа прошла 1,3 тысячи километров. Путь пролегал через Ладожское и Онежское озера, Волго-Балтийскую систему каналов, по рекам Волге и Москве, а также каналу имени Москвы.

Разгрузка на берег в районе НПЗ прошла довольно быстро — в течение пяти часов. А вот проведение инженерных изысканий и подготовка проектной документации причала начались за 18 месяцев до этого. Строительство же пристани заняло около десяти месяцев.

Завершающий этап перевозки реактора от берега Москвы-реки до предприятия пролегал по дорогам общего пользования. Чтобы максимально снизить нагрузку на дорожное полотно и подземные коммуникации, реактор перевозили на уникальном самоходном транспортере, имеющем 256 колес.

Какие услуги пользовались наибольшим спросом в этом году? Какие нужно было менять и адаптировать?
Михаил Решетков: Негабаритная логистика — сложная многоэтапная услуга. Каждый проект уникален, сложен и неповторим. Мы не ведем одновременно десять проектов, потому что это невозможно физически. Постепенно мы увеличиваем количество услуг, оказываемых своими силами без привлечения подрядных организаций. На сегодняшний день, помимо экспедирования, мы занимаемся таможенными вопросами и развиваем инженерно-строительный департамент, последний особо важен. Поэтому у нас не стоит задача менять или адаптировать что-либо в своих услугах. Логистика, какая бы она ни была, — негабаритная или складская — всегда подразумевает гибкость и адаптивность.
Какой управленческий инструмент, приобретенный в 2022 году, вы планируете применять в следующем году?
Михаил Решетков: Для меня лучшим управленческим инструментом всегда был приобретенный опыт. В нашем бизнесе невозможно реализовать имеющиеся задачи коробочным решением. Это всегда люди, неординарные решения и немного удачи.
Каким достижением этого года вы гордитесь больше всего?
Михаил Решетков: Для меня победа однозначно — это устойчивый коллектив и стабильное развитие бизнеса. Все мы понимаем, что в этом году на первый план должен и был выведен коллектив. Моя победа в том курсе, который был взят и выдержан в то время, когда штормило весь бизнес. Мы сохранили коллектив и наше желание держаться сплоченно и с курсом на дальнейшее развитие в следующем — уверен, непростом — 2023 году. Компания целенаправленно выстраивает лояльные отношения с работниками. То есть мы хотим донести до работников, что компания всегда поддержит их в трудные периоды жизни, а от работников мы ожидаем такого же отношения, когда компания оказывается в сложной ситуации. Тем самым нам удается удержать баланс.
Как вы оцениваете перспективы развития транспортной отрасли страны на ближайшие годы?
Михаил Решетков: Транспортная отрасль — одна из важнейший составляющих экономики любой страны. На сегодняшний день появилось невероятное количество точек роста для всех участников отрасли. Говоря о логистике, есть очень хорошая шутка, которая как никогда отражает положение дел: «горизонт планирования в логистике сократился до 10 минут». Могу предположить, что только адаптивный подход и кооперация участников отрасли помогут нам не только поддержать транспортную отрасль, но и преуспеть в выполнении уникальных задач, где все игроки получат шанс доказать свой профессионализм и умение работать в команде.
Какие основные итоги вы можете подвести на сегодняшний день относительно успеха в бизнесе?
Михаил Решетков: Мы в деле и будем еще очень долго. Мы создали репутацию, и это не только мой успех, но и моей команды. А то, через что мы проходим вместе, доказывает, что мы ей дорожим. В этом году на меня произвела впечатление книга «Лидеры едят последними», автор — Саймон Синек. Ключевой посыл — атмосфера, делающая возможным свободный обмен информацией и эффективную коммуникацию. И это действительно так. Важно создать ту атмосферу, которая позволит пройти команде вместе через любые трудности.