Еще четыре крупных российских банка могут отключить от SWIFT. О новых санкциях для российского финансового сектора в рамках десятого пакета санкций Евросоюза ранее написало Reuters со ссылкой на дипломатические источники.

Сейчас от международной банковской системы SWIFT отключены только десять банков, в том числе крупнейшие «Сбер», ВТБ, и другие. Теперь этот список могут пополнить еще четыре кредитные организации. Пока названы имена только трех из них: «Альфа», Росбанк и «Тинькофф». При этом Альфа-банк попал под блокирующие ограничения США еще в апреле прошлого года, а Росбанк — в декабре. Поэтому международные переводы эти банки де-факто и так свели к минимуму.

Частный «Тинькофф», ныне принадлежащий Владимиру Потанину, до этого ни в каких санкционных списках не был, но вероятность в них оказаться для него явно не стала неожиданной. Такая угроза над банком раньше уже нависала, но каждый раз он в итоге не попадал под ограничения. Комментирует гендиректор аналитического агентства «БизнесДром» Павел Самиев.

Павел Самиев гендиректор аналитического агентства «БизнесДром» «Это ограничит возможности работы банков. Наверное, в меньшей степени новые ограничения скажутся на Альфа-банке, потому что он и так минимизировал операции, при которых нужен SWIFT. Критично это было бы, если бы это ставило под угрозу саму работу банков, их финансовую устойчивость и, скажем так, основной набор операций. Здесь все-таки это не так. Для работы во всех основных направлениях деятельности SWIFT не нужен. Можно привести примеры банков, которые уже отключены с прошлого года, — просто не весь спектр услуг предоставляют клиентам».

Крупные российские банки, которые уже отключены от SWIFT, не пострадали в сфере внутрироссийских переводов. В России есть своя система передачи финансовых сообщений. К ней подключены и некоторые банки ближнего зарубежья: Белоруссии, Армении и Киргизии. Но с другими иностранными банками могут возникнуть проблемы. Даже с так называемыми дружественными из, скажем, Китая или Арабских Эмиратов.

Вице-президент Росбанка Александр Рахманин на конференции «Коммерсанта» в конце января объяснял существующий парадокс на примере Bank of China. Он может позволить себе работать с SDN-лицами, то есть с компаниями из черного списка США, но только до тех пор, пока они подключены к SWIFT. Потому что вся платежная инфраструктура заточена именно под эту систему. Комментирует директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики ИК «Восточные ворота» Александр Тимофеев.

Александр Тимофеев директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики ИК «Восточные ворота» «Как вы объясните своим партнерам, что теперь вы хотите считать не в евро и долларах, а в юанях. Зачем он им в таком количестве? Это дополнительные затраты, это дополнительное подписание счетов, это дополнительные мысли о том, как это хеджировать и переводить. Юань де-юре является резервной валютой, но де-факто не является. Вся мировая торговля на 90% и более, ведется в долларе и евро».

Пока на российском рынке еще есть банки, которые не отключены от SWIFT и не попали под западные санкции. Из крупных — это «Райффайзен». Но в последнее время появились тревожные сигналы. В начале февраля из-за ограничений на стороне банков-корреспондентов он перестал принимать платежи в долларах за товары из категории «Электроника». Позже стало известно, что Соединенные Штаты заинтересовались деятельностью Raiffeisen Bank International в России и начали проводить проверку.

Впрочем, остаются и маленькие банки, на которые пока Запад не обращает внимания, отмечает главный редактор банковского портала Finnews.ru, финансовый аналитик Владимир Шевченко.

Владимир Шевченко главный редактор банковского портала Finnews.ru, финансовый аналитик «В 1998 году, когда произошел дефолт, несколько на тот момент крупных российских банков, по сути, умерли, а их акционеры перевели деньги из этих больших в новые. Один из этих банков как раз Росбанк. Не исключено, что в какой-то перспективе сейчас может произойти примерно то же самое для того, чтобы вывести все это из-под санкций. На самом деле, технических сложностей нет, просто перекупается команда специалистов, которые занимаются вот этим делом в крупных банках, и они будут заниматься этим делом в мелких банках».

Но эта возможная схема временная, добавляет эксперт. Через какое-то время маленький банк станет крупным, и уж тогда ему точно не уйти от взора Минфина США.