Соединенные Штаты интересуются деятельностью Raiffeisen Bank International в России. Как сообщает Reuters, финансовая организация в январе получила запрос от Управления по контролю за иностранными активами Минфина США (OFAC) с просьбой предоставить информацию о российском бизнесе. В банке заявили, что финансовая организация полностью сотрудничает с расследованием.

Российский Райффайзенбанк является дочерней организацией австрийской группы Raiffeisen Bank International со штаб-квартирой в Москве. Он входит в список системно значимых российских банков. Маловероятно, что Raiffeisen привлекут к ответственности, скорее всего, они учли все возможные риски, говорит адвокат, партнер адвокатского бюро NSP, эксперт по санкционному праву Сергей Гландин:

Сергей Гландин адвокат, партнер адвокатского бюро NSP, эксперт по санкционному праву «Если какой-то банк хочет выйти на американский рынок, он должен подписать с американской Федеральной резервной системой специальный договор. И в этом договоре подписаться, что весь глобальный бизнес банка, в том числе и в России, не будет нарушать американское законодательство. В американское законодательство входит законодательство о санкциях, где написано, что, например, Крым — это Украина, ДНР — это не Россия, и там предусматривается ответственность за нарушение соответствующих положений этого законодательства. Поэтому то, что сейчас имеем в отношении Raiffeisen, это пока проверка. Есть множество случаев привлечения к административной ответственности таких банков, которые присутствуют в США. Самый известный кейс — BNP Paribas 2014 года, когда совокупно органы власти США наказали этот французский банк за действия его цюрихского офиса по отправке платежей в долларах США в разные запрещенные юрисдикции вроде Судана, Ирана, Кубы на целых 9 млрд долларов. В итоге здесь мы можем получить что-то подобное. Но я думаю, что Райффайзенбанк вряд ли нарушал применимые нормы американского законодательства, там, скорее всего, очень хороший санкционный комплаенс. Поэтому будем наблюдать, чем все закончится. Статья 5, пункт b профильного закона о санкциях США, на основании и во исполнение которого как раз вводятся все режимы санкций США, касается административной ответственности. Он говорит, что, например, за один какой-то запрещенный перевод или за перевод в запрещенную юрисдикцию есть своего рода вилка возможной ответственности. Это либо будет на сегодняшний день 356 тысяч долларов США за один факт, либо двукратный размер проведенного платежа».

Райффайзенбанк сейчас получает слишком большие прибыли в России, чтобы уходить, не попытавшись сохранить бизнес, говорит начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования Максим Осадчий:

Максим Осадчий начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования «Райффайзенбанк — это системно значимый банк, вместе с UniCredit это два крупнейших европейских игрока, которые по-прежнему работают в России. Но если UniCredit явно сворачивает операции, то Райффайзенбанк очень активен на российском рынке. Он на 200% воспользовался санкциями, которые привели к уходу с российского рынка его конкурентов. Он является одним из важнейших финансовых каналов, в котором осуществляют российские хозяйствующие субъекты операции в долларах и евро. В итоге он получает очень большие прибыли. Более половины прибыли австрийской группы за 2022 год — это вклад российского Райффайзенбанка. И прибыль этой «дочки» стремительно растет, раза в четыре по сравнению с 2021 годом. Понятно, что курицу, которая несет золотые яйца, рука резать не поднимается, поэтому, естественно, австрийцы всеми силами, всеми правдами и неправдами пытаются удержаться в России. И вот первый звоночек: OFAC запрашивает информацию о бизнесах банка в России, в Донбассе, в Сирии. За этим звоночком может произойти нечто не очень приятное. Возникает реальная угроза для Райффайзенбанка попасть под американские санкции».

По данным «Банки.ру» Райффайзенбанк занимает десятое место среди крупнейших российских банков. В 2022 году чистая прибыль всей группы компаний увеличилась более чем в четыре раза и достигла 2 млрд евро.