К условным срокам приговорил Головинский суд столицы сотрудников ФГУП «Администрация гражданских аэропортов» Николая Лубенцова и Алексея Губина. Они были признаны виновными в злоупотреблении должностными полномочиями при приемке объектов для аэропорта «Внуково». По мнению следствия, действия чиновников повлекли ущерб на сумму свыше 700 млн рублей. Защита с этим не согласна и планирует обжаловать приговор в Мосгорсуде.

Уголовное дело было возбуждено по результатам проверки, проведенной управлением «Т» ФСБ (занимается правонарушениями на транспорте) по заявлению аэропорта «Внуково». В его основу легла приемка двух объектов — очистных сооружений поверхностных стоков вод и площадки для обработки противообледенительной жидкостью самолетов для аэропорта «Внуково». На это из бюджета было выделено свыше 720 млн рублей.

В июле 2015 года входившие в приемную комиссию ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (и аэродромов)» (ФГУП «АГА») начальник отдела гарантийных обязательств управления капстроительства Лубенцов и главный специалист управления капитального строительства той же организации Губин подписали соответствующие акты приемки. Были даны разрешения на ввод объектов в эксплуатацию. Однако правоохранители пришли к выводу, что они либо не работают, либо работают не должным образом.

В 2018 год Николаю Лубенцову и Алексею Губину предъявили обвинение в злоупотреблениях должностными полномочиями, повлекших тяжкие последствия (ч. 3 ст. 285 УК РФ). Их арестовали. Но уже спустя два месяца перевели под домашний арест, а затем и вовсе под подписку о невыезде. Под ней они находились и в день вынесения приговора. Оба после выхода на свободу не были ни уволены, ни отстранены от исполнения обязанностей и вернулись на работу.

Еще один фигурант дела — руководитель проекта управления капстроительства ФГУП «АГА» Дмитрий Смирнов — предпочел признать вину, заключив со следствием досудебное соглашение о сотрудничестве. В сентябре 2020 года Солнцевский суд Москвы назначил ему три года лишения свободы условно.

Разбирательство же по делу не признавших вину Лубенцова и Губина в суде длилось больше двух лет. В первый раз оно оказалось в Головинском суде осенью 2020 года, а в ноябре 2021 года суд по ходатайству защиты вернул его на доследование. Тогда суд фактически согласился с доводами адвокатов, которые говорили о многочисленных нарушениях при расследовании. Одним из основных, по мнению защиты, стало то, что проведенная по делу судебная строительно-техническая экспертиза была оплачена не из федерального бюджета, а акционерным обществом «Международный аэропорт «Внуково», которое являлось заявителем по делу и пыталось вступить в дело в качестве потерпевшего (в итоге им была признана Росавиация. — Business FM). При этом само исследование, установившее ущерб в 720 млн рублей, проводилось в АНО «Центр экспертно-аналитических исследований «Лаборатория Богатикова», а не в государственных экспертных учреждениях, относящихся к Минюсту, МВД или Следственному комитету.

Кроме того, материалы дела фактически противоречили предъявленному обвинению. Так, по словам адвоката Николая Лубенцова Михаила Корчагина, оно гласило, что подсудимые поспешили подписать акты приемки объектов до того, как соответствующие акты подписали первые должностные акты заказчика (ФГУП «АГА») и подрядчика — фирмы «Транспортмеханизация». Однако имеющиеся в деле документы опровергали это. «Мы залезаем в ящик с вещдоками и находим там подлинник одного из таких актов. Нам говорят о том, что вы приняли объект, на котором не были проведены пусконаладочные работы, а мы достаем акт о пусконаладочных работах, подписанный разными организациями, в том числе и аэропортом «Внуково», — рассказал Business FM защитник. Он добавил, что до подписания документов подсудимыми Ростехнадзор выдал заключение о том, что все объекты построены в соответствии с проектом.

Однако Мосгорсуд по представлению прокуратуры в январе 2022 года отменил решение о возврате дела на доследование, предписав районному суду дать оценку упомянутым фактам в приговоре. На новый круг дело ушло в марте 2022 года. Подсудимые по-прежнему вину отрицали. Примечательно, что в ходе прений сторон прокуратура запросила для подсудимых по пять лет лишения свободы условно каждому. Такое предложение обычно считается компромиссным.

Судья Анна Королева дала подсудимым на год меньше — по четыре года лишения свободы условно. Кроме того, суд запретил Лубенцову и Алексею Губину занимать должности в госучреждениях, связанных с выполнением административно-хозяйственных функций, сроком на два и три года соответственно. В соответствии с новыми правилами были озвучены вводные и резолютивные части приговора, поэтому не ясно, что легло в его основу. Михаил Корчагин заявил, что осужденные и их адвокаты не согласны с ним и намерены подать апелляцию.

Защитник рассказал, что упомянутые в деле объекты аэропорта (ряд каркасных зданий с электроникой, баками и моторами) с 2018 года находятся под арестом и до сих пор не используются. «Хотя ряд проверок, которые были и до, и после возбуждения дела, показали, что на очистные сооружения поступают сточные воды, которые не соответствуют заложенным в проекте. То есть очистные сооружения просто не могут выдавать нормальные воды на выходе, потому что на входе поступают воды с тысячекратным нарушением концентрации», — отметил Корчагин. Он не согласен с версией следствия о неработоспособности принятых объектов.