Израильская фирма утверждает, что тайно влияла на десятки предвыборных кампаний
Об этом заявил ее создатель Тал Ханан, общаясь с журналистами под прикрытием. На что способна «Команда Хорхе»?
Читать на полной версии«Команда Хорхе» — это левиафан глобального рынка дезинформации, способный наводнить интернет хвалебными одами о заказчике, взломать его политических оппонентов и перевернуть предвыборную кампанию чуть ли не в любой стране. Ну, или сборище любителей, пускающих пыль в глаза и клиентам, и замаскированным под них журналистам.
Расследование о безымянной израильской компании, известной только по псевдониму ее основателя, подготовили британская The Guardian, израильская Haaretz, Radio France и портал TheMarker. Репортерам удалось провести серию встреч с «Командой Хорхе», притворившись консультантами некоего бизнесмена, который хотел добиться переноса выборов в неназванной африканской стране. На записях со скрытой камеры — фрагменты презентаций о возможностях фирмы, во время которых «Хорхе» хвастается, кокетничает и даже припугивает клиентов:
— Меня зовут Хорхе, а Джордж — прозвище. А фамилии у меня нет.
— Нет фамилии?
— Ну видели, что на двери написано?
— Нет.
— А ничего не написано. Потому что это мы и есть. Мы — никто.
«Расследования по открытым источникам. Кибероперации. Спецоперации. Разведка. 33 кампании президентского уровня, из них 27 успешных».
«У нас тысячи и тысячи ботов в соцсетях. И все — многослойные. У каждого есть профили в Twitter (соцсеть заблокирована в РФ. — BFM) и других соцсетях, YouTube-канал, аккаунт в Telegram и так далее. Все что хочешь.
— Вот давайте создадим нового бота. Автогенерация имени — Софи Вайлд. У нее уже есть почта, дата рождения, все остальное. Теперь выберем фото профиля.
— А откуда вы берете фотографии?
— Нет, этого я не скажу. А то потом придется вас убить. Да еще и закапывать тело в пустыне.
Наиболее сложным для расследователей оказалось установление личности «Хорхе», но на одной из встреч тот похвастался связями с Cambridge Analytica, известной по скандалу с использованием персональных данных пользователей соцсетей для продвижения Трампа. Настоящее имя бизнесмена, Тал Ханан, нашлось в утечках корпоративной переписки британской фирмы. Продолжает журналист-расследователь The Guardian Маниша Гангули:
Представитель Telegram заявил The Guardian, что уязвимости этого протокола давно известны IT-отрасли и аккаунт на любой крупной платформе уязвим для хакеров, если пользователь не следует всем рекомендациям по безопасности. Вероятно, имеется в виду двухфакторная аутентификация без отправки СМС. Подтверждений тому, что «Команда Хорхе» действительно оказала влияние на исход каких бы то ни было выборов, в расследовании не содержится — это исключительно заявления владельца. Сам Тал Ханан отказался от комментариев, сославшись на необходимость консультаций с партнерами. Единственное, что сказал журналистам разоблаченный «Хорхе»: «Я отрицаю любую вину».