Рослесхоз ввел мораторий на весенний профилактический пал сухой травы. Ведомство переносит основные работы по уничтожению растительности на осень.

Предполагается, что этот запрет снизит риски распространения лесных пожаров. Экологи эту меру приветствовали, они добивались ее много лет и считают, что это поможет на десятки процентов сократить площади весенних ландшафтных пожаров в России.

С другой стороны, профилактический весенний пал травы — это обычное для сельского хозяйства агротехническое мероприятие. Теперь аграриям придется отказаться от него. Комментирует главный научный сотрудник Института лесоведения РАН Андрей Сирин:

— Эта практика принята на протяжении многих веков, и, в принципе, она оправданна для определенного типа угодий. Для леса это опасно тем, что, во-первых, пожары — это человеческий фактор. Конечно, бывают пожары, связанные с сухими грозами, но в большинстве случаев, особенно в населенных районах, это человеческий фактор. И очень часто огонь приходит не из леса непосредственно, а с соседних угодий. Поэтому весенние палы травы опасны потенциально для леса. Основная причина не сами палы, а то, что они проводятся без соблюдения противопожарных требований. Это нарушения в плане соблюдения их проведения в определенных погодных условиях, наличия пожарной техники и других требований. То есть когда палы проводятся с соблюдением всех этих требований, пожар не выйдет за границы той территории, где он проводится.

— А можно ли сказать, что из-за того, что у нас теперь мораторий на весенние палы, это может привести к снижению урожайности?

— Я думаю, что нет, потому что как раз из-за нарушения правил проведения весенних палов и опасности перехода огня в лес в значительной степени весенние палы ограничены и так.

Санкционированный пал травы проводился также уполномоченными органами и ради профилактики пожарной опасности. Идея заключалась в том, чтобы сжечь сухую траву заранее и с соблюдением норм безопасности и тем самым предотвратить случайные или намеренные поджоги посторонними лицами. Но, как оказалось, эффект от этих действий ровно обратный, объяснил координатор Лесной программы Всемирного фонда дикой природы Константин Кобяков:

Константин Кобяков координатор Лесной программы Всемирного фонда дикой природы «Система в стратегической перспективе многих лет скорее идет во вред. Такие выжигания способствуют тому, что сама растительность постепенно меняется и становится более пожароопасной, и она может запросто каждый год гореть, а пожарная опасность от этого только растет, а не снижается. Кроме этого, существуют нелегальные выжигания, которые проводят местные жители. Есть такой миф, что это увеличивает продуктивность почв, хотя на самом деле нет, потому что эти вещества очень быстро вымываются. На следующий год — да, чуть-чуть повышается продуктивность, но в дальнейшей перспективе она, наоборот, снижается. И сейчас все такого рода выжигания местным населением запрещены».

В июне прошлого года увеличили штрафы за нарушение правил пожарной безопасности в лесах и сжигание травы. Для граждан штрафы теперь составят до 30 тысяч рублей. На участках возле леса — до 40 тысяч рублей. По данным Минсельхоза, 90% весенних пожаров происходит по вине местных жителей.