Турецкие власти заводят уголовные дела против застройщиков, чьи дома не соответствовали сейсмическим нормам
Власти Турции собираются наказать недобросовестных застройщиков, по вине которых разрушились жилые дома. Как турецкие девелоперы балансировали между соблюдением строительных норм и получением прибыли?
Читать на полной версииЧисло погибших при землетрясениях в Турции превысило 29,5 тысячи. Ранены больше 80 тысяч. Власти оценили состояние зданий после землетрясения. Министерство градостроительства и окружающей среды проверило больше 130 тысяч строений. Из них 7,5 тысячи обрушились или их необходимо срочно снести, еще 12,5 тысячи непригодны для проживания.
На этом фоне заведено уголовное дело против застройщиков, которые возводили жилые дома с нарушением норм. В списке подозреваемых 131 человек. Но арестован только один из них — архитектор разрушенного элитного ЖК в Хатае. Остальные в розыске.
При этом СМИ отмечают, что турецкие власти сами регулярно выдавали так называемые строительные амнистии и освобождали недобросовестных застройщиков от штрафов.
Так кто все-таки виноват в том, что из-за землетрясения разрушены тысячи зданий?
ВВС (ссылка ведет на заблокированный в России ресурс) приводит кадры, опубликованные в соцсетях. С внешне нового дома начинает сыпаться штукатурка, через пару секунд разламывается фундамент, и высотное здание начинает рушиться. Люди в ужасе разбегаются. В итоге от многоэтажки остается груда пыли и обломков. Позже в тех же соцсетях разошлось рекламное объявление о продаже квартир в этом самом доме. Оказалось, что построен он был в прошлом году. Как утверждается, в соответствии с последними нормами безопасности на случай землетрясений.
Турецкие журналисты уверяют, что аресты подозреваемых в нарушении правил строительства — это не охота не ведьм и попытка найти виновных в трагедии. Среди застройщиков действительно встречаются недобросовестные, рассказывает житель Мерсина Сергей. Город находится в 250 километрах от эпицентра землетрясения. Сергею повезло — его дом остался целым:
«У нас дом 2018 года, там комплекс — все нормально, вообще ничего не произошло. Несколько совсем новых, свежих ЖК упали. Они любители, так скажем, в принципе в Турции на правила забивать. Также очень много людей, например, которые на этапе застройки покупают квартиры, а потом благополучно не могут в них заехать, потому что там не соблюдают правила при застройке — не подключают коммуникацию, банально не ставят даже генераторы. В Турции обязательно, чтобы на территории каждого дома был генератор на случай отключения чего-либо».
BBC отметила, что правительство Турции периодически выдает так называемые строительные амнистии. То есть, по сути, легальное освобождение от штрафов за неправильное строительство. При этом представитель одного из турецких агентств недвижимости в разговоре с Business FM подчеркнул, что амнистии касались не норм безопасности, связанных с сейсмостойкостью зданий, а их этажности.
Например, застройщик возвел десять этажей вместо разрешенных восьми и потом получил амнистию. Координатор помощи пострадавшим от землетрясений и автор телеграм-канала The Andreev Live, житель Антальи Сергей Андреев говорит, что еще до случившегося начал замечать, что власти усиливают контроль за застройщиками. По его словам, в ЖК, который строится по соседству, регулярно проходят проверки. Анталья считается одним из наиболее сейсмоактивных регионов Турции. В этот раз многие местные жители тоже ощущали толчки, хотя находились в 600 километрах от эпицентра. Но не все. Продолжит Сергей Андреев:
— Когда были толчки, что первый, что второй спустя девять часов, в конкретно нашем доме не было ничего. Есть такой способ конструкции, что-то вроде как маятника, он как бы удерживает магнитуду и гасит все толчки. И я так понял, что именно у нас дом построен с правильным инженерным решением. Как мне сказали, все новые дома сейчас строят так, потому что следят очень серьезно.
— Сколько этажей в доме?
— Восемь. Дому четыре года.
Новые требования по сейсмической устойчивости зданий в Турции ввели после чудовищного землетрясения к востоку от Стамбула в 1999 году. Тогда погибли больше 17 тысяч человек. Проблема в том, что, как отметила международная телекомпания Al Jazeera, большинство разрушенных зданий нынешнего землетрясения — постройки 2000-х. То есть еще до того, как дома начали возводить по новым правилам. Падали также и самострои — для страны это серьезная проблема, говорит управляющий партнер группы компаний Real East Group в Турции Замир Кулиев:
Замир Кулиев управляющий партнер группы компаний Real East Group в Турции «Есть серьезные крупные застройщики, которые строят фундаментально, очень надежно. И есть мелкие, здесь каждый второй, можно сказать, строитель. Я думаю, это что-то из этой оперы. Здесь даже вот человек сам себе хочет построить что-то, он находит какого-то мелкого строителя, дает ему денег, он ему раз там, пятиэтажку поставил, и он там с семьей живет. На первом этаже сам, на других сыновья живут».
По словам экспертов, в Турции не распространена схема, когда один крупный застройщик как, скажем, ПИК, строит много объектов. Как правило, строительство локальное. То есть большое количество частных компаний возводят по два-три здания. Вся необходимая информация у турецкого правительства есть. Поэтому, вероятно, количество подозреваемых в незаконном строительстве и арестованных будет расти.