Особенности турецкой строительной отрасли и их роль в количестве погибших от землетрясения
В Турции началось судебное преследование и розыск участников строительной отрасли, качество работы которых вызвало сомнения после случившегося землетрясения. Возможно ли в условиях Турции построить дом, выдерживающий 8 единиц по шкале Рихтера?
Читать на полной версииОбновлено в 18:35
Число погибших от землетрясения в Турции выросло до 24 тысяч человек, ранены больше 80 тысяч. Турецкое министерство градостроительства и окружающей среды провело оценку зданий в пострадавших провинциях. «Из 133 тысяч проверенных строений 7,5 тысячи обрушились или их необходимо срочно снести, 12,5 тысячи непригодны для проживания», — сообщило ведомство.
Заведены уголовные дела против застройщиков, которые возводили жилые дома с нарушением норм. В списке подозреваемых 131 человек. Но арестован только один из них — архитектор разрушенного элитного ЖК в Хатае. Остальные подозреваемые в розыске.
Известно, что как минимум несколько домов, не выдержавших подземных толчков, при строительстве рекламировались как построенные «по последним нормам безопасности на случай землетрясений».
Комментирует автор телеграм-канала «Повестка дня Турции» Яшар Ниязбаев:
— Благодаря последней амнистии было затронуто около 7 млн квадратных метров коммерческой недвижимости и жилой недвижимости, то есть это очень немало. Я уж прямо до такой степени не включен в эту информацию, потому что ее так подробно, во-первых, ну и знать, наверное, невозможно, кто как давал взятки, чтобы продвигать свои объекты, которые, например, были признаны аварийными, а потом в какой-то момент почему-то продолжали действовать. О таких зданиях, например, идет речь. Есть также информация о том, что срезали несущие колонны, неприемлемая вещь для объектов такого рода, многоэтажных. Известно, что заочно арестован 131 человек, в отношении них заведено дело, их ищут, кого-то уже арестовали. Пока известно именно о задержании и аресте одного человека, архитектора одного из элитных зданий. Есть также информация о задержании отца и сына, которые пытались вывезти деньги, а сами улетели на остров Кипр, в турецкую его часть, и их там задержали. Наверное, уже доставили в Турцию, скорее всего. Есть информация о тех, кто срезал колонны, их тоже задерживают.
— А они на виду, может, не фамилии, но компании, застройщики?
— Здесь локальное строительство, в Турции нет такого, что есть одна очень серьезная организация, она государственная. Здесь в основном речь идет о частных компаниях, которые строят два-три здания. В общем, это не такая прямо комплексная застройка и, в общем, не аналог ПИК, А-101, например, в России. Я не думаю, что это охота на ведьм, я думаю, это все довольно просто. Известны здания, известны строительные компании, которые строили, застройщики. Потом, наверное, будут выявлять уже действительно настоящих виновников. С другой стороны, да, конечно, нужно показать какой-то результат, и вот власти показывают, потому что они с первого дня объявили, что любые связанные с этой трагедией люди будут наказаны. Здесь еще ведь такой момент, что граждане очень сильно реагируют на это, особенно это касается властей, потому что в первую очередь вопросы будут задаваться властям, причем это руководство этого города, мэрия, те, кто отвечает за строительство. Хотя меня, честно, удивило, что так мало людей задержали. Потому что задержанных мало, а арестован всего лишь один, но это пока.
Строгие стандарты безопасности в Турции ввели после мощного землетрясения в Измите в 1999 году, когда погибли 17 тысяч человек.
При этом в стране регулярно проводились строительные амнистии, которые в том числе освобождали от штрафов за строительство без сертификатов безопасности. Последняя такая амнистия была введена в 2018 году. О качестве застройки в пострадавших районах и особенностях строительства в стране говорит управляющий партнер группы компаний Real East Group в Турции Замир Кулиев:
— Две-три недели назад я объездил все эти города вместе со своей семьей, и в каждом городе мы остановились. Это старые, древние города, большинство этих городов застроены старым, ветхим жильем. Все те дома, которые рухнули, я без сомнения могу сказать, что где-то 80% этих домов — это ветхое, старое жилье было, то есть это еще было построено до того, как какие-то нормы, стандарты были введены Эрдоганом после разрушений в 1999 году в Измите, в Стамбуле. Но правильно сказали, что есть видео, в которых разрушаются новые дома. Я не сомневаюсь, что, конечно же, если взять все эти новые дома, которые рухнули, скорее всего, там есть коррупционная составляющая, но большинство из них рухнули не по причине того, что они плохо были построены, а потому, что землетрясение было очень мощное. Некоторые участки — там землю разорвало на 200 метров и на 30 метров в глубину. Что там должен быть за дом, я даже не представляю.
— Строительная амнистия, значит, это было системное явление, и не очень понятно, является ли это в том числе причиной произошедшего?
— Мало кто знает, что строительная амнистия не касалась безопасности строительства. К примеру, человек построил десять этажей вместо восьми этажей. Существовала такая политика, на каждом участке было разрешение строить определенное количество этажей, и вот эти два этажа лишние, которые он построил, они подпадали под амнистию. Но все эти люди, которые строили вместо пяти, скажем, семь этажей, они в проект закладывали по десять этажей. Никто не делал так, что стены рассчитаны на семь этажей, а они вот строят. Строительная амнистия, что всех преступников оправдали, нет, это вообще бред. Это те люди говорят, которые вообще не в курсе либо целенаправленно дискредитируют просто.
— Философский вопрос такой, как у великой турецкой строительной нации это могло произойти? Ну, вот в тех районах, где могли устоять, а не там, где эти разломы грандиозные, где ничего не выстояло бы?
— Смотрите, здесь, в Турции, есть серьезные, крупные застройщики, которые строят фундаментально, очень надежно. И есть мелкие, здесь каждый второй, можно сказать, строитель. Я думаю, это что-то из этой оперы. Здесь даже вот человек сам себе хочет построить что-то, он находит какого-то мелкого строителя, дает ему денег, он ему раз там, пятиэтажку поставил, и он там с семьей живет. На первом этаже сам, на других сыновья живут.
Говорит представитель отеля Selectum Family Resort в Белеке Ирина:
— Вчера я лично была в этом отеле, где мы принимаем наших гостей, скажем так. Им уже оказывают и медицинскую помощь, есть потому что люди, которых вытащили из-под завалов, у кого-то нога ранена, у кого-то еще что-то. У нас на данный момент много из Хатая, из Антакии есть, где именно все разрушилось. И там, конечно, постройки были старые у них. Они больше похожи на дачные дома, наверное, потому что Антакия довольно-таки старое поселение.
— Прибавляется их число? Мы с вами разговаривали два дня назад.
— Конечно. Если тогда было заполнено наполовину, я вам говорила, 150 человек было, то сейчас уже 300. Мы полностью заполнили этот и стали уже заполнять другие все пансионы. Организация по чрезвычайным действиям поделила города, кто откуда и в какие места едет. По всей Турции будут распределяться эти люди. Всех собирают в бесплатные автобусы, самолеты, все это организовывается, чтобы было потом довольно-таки легко найти людей. Они именно из определенных городов в определенные города отвозят и размещают в отели. Я почитала в Instagram, что у нас было «Экспо-2-16» в Турции, это большая, огромная довольно-таки территория, где проводилась эта «Экспо». Сейчас туда собираются ставить двухкомнатные, трехкомнатные контейнеры, чтобы вселять людей туда.
— Работу государства как оценивают люди?
— Там все абсолютно по-разному говорят. Кто-то говорит, что быстро действуют, кто-то говорит, что не приезжают. Кому верить, если честно, я не знаю.
Власти Турции пообещали гражданам выдать пособия на аренду временного жилья. Тысячи людей сейчас бесплатно размещаются в отелях и палаточных городках.