Россияне весной могут столкнуться с дефицитом транспондеров
Из-за санкций европейские производители либо приостановили поставки транспондеров, либо полностью разорвали контракты. При этом на разработку отечественных устройств может уйти несколько лет
Читать на полной версииВ России растет спрос на транспондеры, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на Счетную палату России. Это устройства для проезда по платным дорогам без остановки на пунктах оплаты. В России они не производятся, а иностранные поставщики прекратили отгрузку. Это повлечет за собой рост цен.
Первые отечественные устройства могут сойти с конвейера только в конце весны. Но они будут дороже импортных. Стоимость для конечного пользователя будет варьироваться от 3 тысяч до 6 тысяч рублей за штуку, линейка будет включать в себя несколько серий — от стандартных устройств до лимитированных и премиальных.
Комментирует главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков:
Максим Кадаков главный редактор журнала «За рулем» «Запасы транспондеров на складах есть. Спрос на них по сравнению с прошлым — позапрошлым годом может увеличиться, потому что появляются новые платные дороги, в частности постепенно открывается трасса М-12. По ней уже по тем небольшим кускам, которые были открыты в последние месяцы, зафиксировано примерно 1,3 млн проездов через рамки взимания платы «Свободный поток». Примерно половина автомобилистов оплатили проезд с помощью траснпондеров. В этом году планируется продать около 500-600 тысяч транспондеров. Они на складах в качестве запаса есть. И даже еще останется. Но если спрос будет выше, в том числе в 2024 году, мы уже окажемся перед фактом, что у нас транспондеров нет. Транспондеры, которые сейчас будут выпускаться у нас, имеют импортную составляющую. Мы, наверное, можем выпускать около 3 тысяч транспондеров в день, это немного. Соответственно, поэтому выходим на высокую стоимость — 5-6 тысяч рублей за прибор. Кроме того, нам еще надо делать антенны для того, чтобы считывать информацию. Я не думаю, что будет реальный дефицит. Но то, что отечественное производство приведет к подорожанию этих приборов, по крайней мере в первый период, — это очевидно. Дефицит на любом рынке приводит к повышению стоимости товара, даже если товар сам по себе принципиально не меняется».
Сейчас транспондер T-pass стоит 3-3,5 тысячи рублей в официальном магазине «Автодора», на маркетплейсах цена достигает 5 тысяч рублей. Комментирует автоэкперт Артем Бобцов:
Артем Бобцов автоэксперт «Это довольно узкотехнологичная штука, которую китайцы и турки не выпускают. Им это не нужно, у них действуют другие частотные стандарты, по которым производятся проезд по платным магистралям и непосредственная оплата проезда. Мы полностью работаем на европейском стандарте, поэтому, к сожалению, попали в такую ситуацию, когда надо не о цене транспондера беспокоиться, а о том, чтобы они вообще были в наличии. Отечественного ничего нет. Предполагалось, что это небольшой нишевый рынок на несколько миллионов устройств, которые все, кому надо, купят, а дальше емкость иссякнет, и новые устройства покупать перестанут. Поэтому никто из отечественных крупных компаний этим рынком особо не интересовался. Всегда все поставлялось из Европы. Приходится эту историю разрабатывать с нуля. Те оптимистичные сроки, согласно которым в начале — середине 2023 года могут появиться отечественные транспондеры, собранные по обходной технологии, так называемой гибридной, на основе существующих микросхем, — это выдают желаемое за действительное. Реалистичные сроки полной разработки — два-три года. Переход на другие радиочастотные стандарты тоже время какое-то займет, потому что все оборудование — не только транспондеры, но и устройства, которые считывают по всей стране, — тоже надо будет перенастраивать. Это займет время. Здесь легкого пути нет. Придется расплачиваться нам, простым автолюбителям».
По оценкам Счетной палаты, в обороте у граждан 3,5 млн устройств разных эмитентов. Представитель «Автодора» сообщил «Коммерсанту», что если в среднем в месяц продается 15 тысяч устройств ежемесячно, то весной и летом спрос вырастает в три-пять раз.