Во многих странах в последнее время на добычу криптовалюты были введены моратории, а вот в России в Восточной Сибири во второй половине 2023 года планируется открыть большую майнинговую ферму стоимостью в 900 млн рублей. Этот центр, как сообщается, будет пользоваться широким набором льгот. В частности, нулевым налогом на землю и пониженной ставкой подоходного налога.

Криптовалюта в России, в первую очередь ставший уже классическим биткоин, имеет несколько странный юридический статус. С одной стороны, закон запрещает ее использование на территории страны в качестве платежного средства, с другой — признает ее в качестве объекта инвестирования. При этом так называемый майнинг криптовалют никак не регулируется. Главное, что для него нужно, — это вычислительные мощности и электроэнергия, чтобы эти процессоры запитать.

Госкорпорация развития Дальнего Востока на днях объявила о запуске центра криптодобычи в Бурятии. Эта криптоферма будет располагать 30 тысячами майнинговых машин, потребление которых составит 100 мегаватт. Весьма значимая мощность. Именно большой расход электричества стал причиной того, что майнинг промышленных масштабов был запрещен, например, в КНР, говорит исполнительный директор российской ассоциации криптоэкономики, искусственного интеллекта и блокчейна Александр Бражников:

Александр Бражников исполнительный директор российской ассоциации криптоэкономики, искусственного интеллекта и блокчейна «100 МВт — это средний город может потреблять. В Китае высокотехнологичных производств все больше и больше, а 70% китайской энергетики —угольная. Она вредна для экологии. Вот потому и запрещено, потому что домам очень много энергетики нужно. И они приняли решение, что производство, которое сейчас развивается более интенсивно, чем майнинг, будет получать это электричество. Как я знаю, в Бурятии излишков электроэнергии нет, это перетоки из других республик. Но у нас в России, спасибо Советскому Союзу, создана большая и крупная система генерации электроэнергии, и спасибо Владимиру Ильичу Ленину, который это придумал — план ГОЭЛРО. Так что у нас в каждом субъекте Российской Федерации мощности найдутся».

Бурятский майнинговый центр будет управляться компанией BitRiver, которая уже сейчас сообщает, что владеет соответствующим оборудованием мощностью более 300 мегаватт/час. Но с этой компанией все более-менее понятно: она будет предоставлять услуги и вычислительные мощности. А вот как будет легально оформляться сама добыча криптовалют и ее налогообложение, вопрос куда более сложный, считает директор АО «Промышленные криптосистемы» Михаил Чеканов:

Михаил Чеканов директор АО «Промышленные криптосистемы» «Методика оценки стоимости криптовалюты, то есть налогооблагаемой базы, на данный момент фактически отсутствует. Там возникает огромное количество проблем, связанных не столько даже с налогообложением, сколько вообще с учетом этой выработки, потому что так называемый кэш рейд сети плавает, ценность криптовалют тоже постоянно прыгает вниз-вверх. Я думаю, что люди, которые приняли риски, связанные с инвестициями в майнинг, готовы работать и с рисками, связанными с налогообложением. С точки зрения владельцев ЦОДа (центра хранения и обработки данных) вообще никаких вопросов нет, это классический бизнес, майнинг тут уже постольку-поскольку. А вот для клиентов этого ЦОДа как налогообложение будет организовано — это вот большой вопрос».

Несмотря на запрет майнинга в Китае и мораторий на него в некоторых других странах, криптовалюту везде все равно добывают, в том числе и в России, и это не секрет. Однако большим вопросом остается именно регулирование этого процесса, как в случае с заявленным бурятским майнинговым центром. Цена на электроэнергию в стране в зависимости от региона разнится кратно, равно как и перепад стоимости криптовалют, который наблюдался за последние годы. Это настоящая головоломка для бухгалтеров, если речь идет о крупной компании, которая собирается работать по-белому.