ВС: за недорогие подделки нельзя взыскать убытки правообладателя по стоимости оригинала
Такой вердикт вынесен по делу предпринимательницы 2019 года
Читать на полной версииВерховный суд РФ (ВС) смягчил ответственность за продажу подделок. В рамках дела о контрафактных очках Chanel и Dior ВС признал, что за недорогие подделки нельзя взыскать убытки в пользу правообладателя по стоимости оригинальной продукции. То есть для продавцов явного контрафакта ответственность будет ниже, чем для тех, кто выдает подделки за оригинал, пишет газета «Коммерсантъ».
ВС 9 февраля опубликовал решение по делу об убытках за продажу контрафактных товаров. В апреле 2019 года предпринимательницу из Пятигорска Ольгу Прудникову привлекли к административной ответственности за продажу шести пар поддельных очков Chanel и Christian Dior, предписав уничтожить контрафакт. После этого Chanel SARL (Швейцария) и Christian Dior Couture S.A. (Франция) как правообладатели потребовали с Ольги Прудниковой 125 тысяч рублей убытков в качестве упущенной выгоды. Сумма была рассчитана из принципа, что «одна единица контрафакта вытесняет с рынка одну единицу оригинальной продукции», то есть за шесть пар подделок — стоимость шести пар настоящих брендовых очков. Арбитражные суды трех инстанций удовлетворили иск.
ИП обжаловала это в ВС, указывая, что взыскание убытков в таком размере «противоречит принципам разумности, справедливости и соразмерности ответственности». Дело передали в экономколлегию ВС. Она отметила, суды не изучили «вопрос о сходствах и различиях оригинальных и контрафактных товаров», то есть «мог ли обычный потребитель понимать, что покупает товар не у правообладателя». Суды также не учли, что «стороны не конкурируют на одном и том же рынке, ведь нарушитель создает очевидно неоригинальные товары престижных брендов и продает их совершенно иному классу потребителей, чем те, кто покупает подлинное изделие». Истцы же не представили доказательств, что из-за контрафактных товаров «напрямую теряют клиентов», готовых купить оригинал.
До сих пор единообразной практики по вопросу о размере убытков правообладателя из-за контрафакта не было. Но во многих случаях суды исходили из стоимости оригинала и рассчитывали убытки за подделки по принципу «один к одному», говорят эксперты.
Юристы опасаются, что в связи с этим дешевых подделок в России станет еще больше. По мнению экспертов, бренды из стран, запретивших в 2022 году поставки предметов роскоши в РФ, продолжат судиться с нарушителями, но суммы, на которые они смогут претендовать, теперь снизятся.