Москва сыграет в строительство всерьез
Требования, разработанные Москомархитектурой и столичным департаментом информационных технологий, с 1 марта обязывают представлять 3D-модель здания в формате, подходящем для игрового движка Unreal Engine. Это открывает новые возможности, но одновременно создает новые проблемы, говорят профессионалы рынка
Читать на полной версииМоскомархитектура и столичный департамент информационных технологий подготовили* обновленные технические требования к предоставлению трехмерной модели в составе архитектурно-градостроительных решений (АГР). Требования должны вступить в силу 1 марта, и после этой даты обеспечение соответствия им 3D-моделей будет являться обязательным условием для получения госуслуги по подготовке и выдаче свидетельства об утверждении АГР объекта капитального строительства.
Как отмечает руководитель отдела внедрения BIM-технологий компании «Sminex-Интеко» Евгений Силяев, обновленные технические требования отличаются от прежних: теперь информацию для публикации в копию цифрового двойника Москвы следует предоставлять в формате, подходящем для игрового движка Unreal Engine. Шеф-продюсер студии «Прайд геймс» Арсений Самоль поясняет, что это один из двух самых часто применяемых в компьютерных играх движков. Также Unreal Engine используется в современном кино и прямых эфирах: с его помощью создается окружение, модель движения и текстура объектов, активное освещение и так далее.
Если само трехмерное моделирование директор по развитию бизнеса компании Genpro Анастасия Остапенкова справедливо называет не совсем новым направлением, то требования Москомархитектуры по созданию BIM-модели на базе движка Unreal Engine — это, по ее словам, новый шаг в развитии виртуальной реальности и создании единого виртуального пространства Москвы.
Анастасия Остапенкова директор по развитию бизнеса компании Genpro «Это однозначно необходимо всем, кто занимается девелопментом и строительством в Москве. С таким единым пространством каждый причастный сможет визуально понять и воспринять, какой город сейчас, как он будет развиваться дальше, как тот или иной объект вписывается в существующую архитектуру. Сегодня понимание единой концепции развития есть, можно сказать, только у мэра, главного архитектора и ряда компаний, которые занимаются мастер-планированием. Они видят развитие города целиком, так как каждый проект проходит через них. Создание единого виртуального пространства будет сродни созданию метавселенной, доступной любому архитектору. А это, в свою очередь, приведет к прозрачности развития города, даст каждому проектировщику и архитектору понимание, в каком направлении стоит двигаться и что создавать».
Стоит подчеркнуть, что одним из инициаторов обновления техтребований стал Московский фонд реновации жилой застройки. По мнению регионального директора компании TraceAir Артура Хасиятуллина, это может быть логически связано с созданием 3D-туров по кварталам реновации.
Вообще, 3D-технологии как составляющая цифрового маркетинга заимствованы у девелоперов, которые с начала пандемии начали внедрять передовые инструменты онлайн-продаж в условиях невозможности физического присутствии клиента, напоминает эксперт. По его словам, «благодаря 3D-турам покупатель получает индивидуальный пользовательский опыт и игровое вовлечение. Ряд экспертов отмечает, что визуализация объектов на 50% повышает желание покупателя приобрести жилье, которое еще не построено».
Но в рамках программы реновации у 3D-туров есть и куда более важная миссия. «Подобная стратегия устраняет опасения граждан по поводу реновируемых объектов и позволяет увидеть, как изменится район проживания, получит ли человек равнозначный объект с удобной инфраструктурой, визуально сравнить «было — стало». Для государства это необходимая мера по популяризации реновационной инициативы: москвичам все еще не хватает полной информации, и 3D-туры действительно способны снять страх неопределенности, предоставив исчерпывающие визуальные данные. Cам же документ содержит самые базовые требования, которые никак не повлияют на создание самих 3D-моделей», — считает Артур Хасиятуллин.
В целом профессиональные игроки рынка, с которыми побеседовал BFM.ru, на московскую инициативу отреагировали положительно и признают, что движение в заданном направлении открывает новые возможности. Но, как отмечают многие, одновременно создает новые проблемы. Или, увы, не устраняет старые.
Евгений Силяев, руководитель отдела внедрения BIM-технологий компании «Sminex-Интеко»
«Сегодня многие новые дома проектируются с применением BIM-технологий. BIM-модель здания имеет высокую степень детализации и не представляет особой сложности экспортировать ее в формат, необходимый городу. Поэтому новые требования не окажут существенного влияния ни на сроки, ни на стоимость разработки проекта. А сам цифровой двойник города, который создают власти столицы, позволит девелоперским организациям оперативно получать информацию для принятия решений, производить оценку новых строительных площадок, а также моделировать и оценивать воздействие будущих проектов на окружающую застройку».
Анастасия Остапенкова, директор по развитию бизнеса компании Genpro
«Нельзя сказать, что процесс перехода на 3D-моделирование легкий и беспроблемный, он очень трудоемкий. Сейчас только несколько компаний имеют компетенции создавать такие модели. В Москве, конечно, их больше, поэтому логично, что столь высокие стандарты заданы пока только в столице. 3D-моделирование, как и BIM-проектирование, требует не только высоких навыков в исполнительной архитектуре, но и высоких познаний в IT, программировании, компьютерной графике и анимации. Безусловно, есть и дополнительные финансовые затраты архитектурных и проектных бюро, которые лягут на плечи заказчиков-девелоперов (хотя в общей финансовой структуре проекта они явно не ключевые и незначительные). Словом, сложности однозначно будут, но в целом шаг правильный, и кто сейчас подхватит этот тренд, тот и станет лидером отрасли. И еще хочется подчеркнуть, что не стоит ждать одномоментного перехода в «новую реальность». Это движение будет постепенным, как постепенным будет и наполнение виртуального пространства Москвы».
Игорь Зигура, BIM-менеджер проектного бюро UNK project
«Данные указания показывают серьезность отношения Москомархитектуры к архитектурному облику столицы. Упорядоченные и однозначные требования к моделям новых зданий и, очевидно, жесткий контроль за их соблюдением позволят департаменту собрать в своей системе набор корректно географически привязанных моделей в одном уровне качества и детализации. Что с этим можно делать дальше? Мне видятся два сценария. Во-первых, это на порядок более наглядная визуализация архитектурных решений, которые девелопер хочет согласовать. Если ранее ориентироваться на то, как согласовываемый фасад вписывается в окружающую застройку, можно было лишь по 2D-разверткам, то теперь благодаря движку Unreal Engine можно получить близкие к фотореалистичным локации, оценить виды из любой желаемой точки с высоты птичьего полета или с земли. Таким образом, специалисты Москомархитектуры смогут задолго до строительства увидеть, как новое здание выглядит в окружающей застройке. Во-вторых, с базой таких моделей в перспективе может появиться высокодетализированная цифровая копия Москвы. Такой актив использовать можно самыми разными способами. На ее базе можно монтировать эффектные видео, разработать интерактивную систему помощи туристам, к примеру. Возможно даже совместно с крупными IT-игроками модернизировать автомобильную навигацию, чтобы вместо серых кубиков в ней были однозначно узнаваемые здания. Нечто похожее на то, что в итоге получится, сейчас можно увидеть на Google-картах. При включении 3D-режима и отклонении от вида в проекции все здания карты становятся объемными. Это не полноценные модели, как те, что можно запустить на Unreal Engine, это лишь неаккуратные объемы с низкополигональной текстурой. Подобные модели также можно получить в Autodesk Infraworks, где в автоматическом режиме «поднимается» участок спутникового снимка. Да, такие модели не выглядят визуально привлекательно, но даже по ним можно, например, оценить затенение окон соседними объектами. Для девелопера эти требования, как мне кажется, не должны создать трудностей. Наличие в штате визуализатора, знакомого с 3ds Max, позволит подготовить модель, удовлетворяющую Москомархитектуру. Для девелоперов, работающих в BIM, это будет еще проще, ведь фасады согласовываемого здания можно легко перевести в FBX, а затем финализировать в том же 3ds Max».
Константин Авксеньтев, руководитель архитектурного департамента компании Asterus
«С технической точки зрения требования к представлению 3D-модели АГР выглядят очень проработанными, продолжая тренд дальнейшей спецификации по геометрии объектов, их текстурированию и использованию так называемых процедурных карт. Застройщики, впрочем, все так же теряют преимущество при согласовании архитектурного облика зданий. Предположительно, решения принимаются органом власти не только на основании альбома АГР от застройщика с выигрышными ракурсами изображений и «продающими» текстурами, но и по итогам анализа представленной по вышеуказанным требованиям модели. Точнее, ее интеграции в цифровой двойник Москвы и всестороннего рассмотрения результата на основании внутренней визуализации силами МКА, с ракурсами и отображением итогового изображения вне контроля застройщика. Безусловно, представленный стандарт продолжает демократизацию процедуры согласования АГР, приводя визуализации будущей застройки к единому знаменателю и теоретически влияя на непредвзятость решения органа исполнительной власти. Вместе с тем стоит отметить, что в силу либеральности документации по градостроительному зонированию Москвы, законодательному отсутствию необходимости требований к внешнему облику объектов капитального строительства в документации по планировке территории получение АГР остается решением-консенсусом заинтересованных лиц, по сути далеким от формализованной обезличенной процедуры».
Артур Хасиятуллин, региональный директор компании TraceAir
«Касательно обязательного условия исполнения технических требований по трехмерному моделированию: сложно пока предположить, является ли это подготовкой к вступлению в силу постановления № 331 от 5 марта 2021 года, которое перенесли на 1 марта 2023 года. Согласно последним изменениям, в законе установлена добровольность в применении 3D-моделей при проектировании объектов капитального строительства. Это означает, что данный закон не будет распространяться на всю строительную отрасль и выходить за пределы ведомства. Также мы видим продуманную политику в использовании зарубежных программ по созданию 3D-моделей. Движок Unreal Engine (принадлежит Epic Games) продолжает работать в условиях антироссийских санкций, его можно скачать и приобретать игры на нем с русского аккаунта. Абсолютным преимуществом данного движка является то, что его использование в коммерческих целях бесплатно».
Использование игровых технологий в девелопменте приближает нас к настоящему цифровому строительству, уверен Артур Хасиятуллин. «В будущем любой человек, как в компьютерной игре, сможет наблюдать за ходом строительства в режиме реального времени, видеть прогресс, а искусственный интеллект будет прогнозировать точные даты по выдаче ключей на готовый объект» — такой видится эксперту перспектива. Осталось понять, близкая ли.
* Есть в распоряжении Business FM