Глава ОАК: замена двигателей SaM146 в SSJ 100 на отечественные стоит очень дорого
По словам главы ОАК, авиакомпании хотят, чтобы в России научились делать капитальный ремонт франко-российских двигателей SaM146, и российские специалисты уже над этим работают. Почему отечественный ПД-8 получился таким дорогим?
Читать на полной версииЗамена франко-российских двигателей SaM146 в Sukhoi Superjet 100 на отечественные ПД-8 сопоставима с остаточной стоимостью этого самолета. Об этом рассказал «Ведомостям» глава Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь. Технически это возможно сделать, но не решены экономические вопросы, в частности «значительная стоимость» новых отечественных ПД-8.
По словам главы ОАК, при остаточной стоимости самолета, к примеру, в 500 млн рублей нужно будет на сопоставимую сумму — если не больше — купить еще и новые комплектующие.
Остаточная стоимость самолета рассчитывается исходя из отношения начальной стоимости самолета к его жизненному циклу. То есть если, например, самолет изначально стоил 20 млн долларов, через десять лет он будет стоить 10 млн долларов, через 15 — 5 млн долларов. Плюс погрешность на инфляцию и рынок.
Также, по словам главы ОАК, авиакомпании хотят, чтобы в России научились делать капитальный ремонт SaM146: российские специалисты уже над этим работают. Почему отечественный ПД-8 получился таким дорогим? Говорит гендиректор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий:
Александр Ланецкий гендиректор консалтинговой компании Friendly Avia Support «Двигатель получается штучный. Одно дело, допустим, если вы производите какой-нибудь CFM56, который ставится на Boeing 777 и на Airbus А320. Самолетов Boeing произведено около десяти тысяч машин, это значит, 20 тысяч таких двигателей. Потом еще надо добавить Airbus, так это вообще 30 тысяч единиц. И тогда у вас условно на каждый двигатель получилось 10-20 тысяч долларов от себестоимости на его разработку. А другое дело, если вы производите 10, 20 или даже 100 моторов в год, а разработка вам стоила тех же самых денег. Чинить французский SaM146 теоретически можно, но Sukhoi — это самолет более нового поколения, там много компьютеров, новые технологии, которые российское производство не освоило, делать не умеет, в том числе потому, что была целенаправленная политика не вкладывать деньги, не обучать персонал. Была политика — мы все, что надо, купим. А сейчас оказалось, что купить невозможно. Конечно же, дешевле чинить, если бы было чем чинить, кому чинить и где чинить. Насколько я знаю, ничего этого нет. Можно идти по иранскому пути, но у иранцев самолеты на поколение, на два, а то и на три старше. Чем старше самолет, тем легче его чинить, там больше железа и меньше компьютеров. Двигатели старших поколений, знаю, что уже ремонтируют. Какие детали они используют, какие контрабандные схемы и насколько это долго, могу только предполагать».
Ранее СМИ сообщали, что с прошлой осени для французских двигателей SSJ не осталось новых оригинальных топливных фильтров, на авиарынке невозможно купить запасные, а альтернативы пока нет.
Поэтому с сентября авиакомпании начали снимать с двигателей засоренные топливные фильтры и отправлять их на промывку в двигателестроительную компанию «ОДК-Сатурн». После этого фильтры снова устанавливают на двигатели. При этом перевозчики отмечают, что срок эксплуатации промытых фильтров всего несколько дней. В трети случаев они засоряются в течение 40 часов наработки, после чего досрочно снимаются.
Комментирует заместитель гендиректора провайдера техобслуживания авиационной техники «Тулпар Техник» Марат Нигматуллин:
Марат Нигматуллин заместитель гендиректора провайдера техобслуживания авиационной техники «Тулпар Техник» «Изначально у производителя топливной системы двигателя Sukhoi Superjet было требование — при определенной наработке производить замену топливного фильтра, то есть выкинули старые, поставили новые, они считались одноразовыми. Если сравнивать опыт эксплуатации нашей советской техники, то 100% фильтров практически были всегда многоразовыми, то есть они подвергались определенной процедуре мойки, чистке на ультразвуке с определенными реагентами и так далее. Они были многоразовыми, и весь Советский Союз, да и до сих пор еще воздушные суда отечественные, летают по такой системе промывки фильтров. Сейчас, чтобы не было дефицита с фильтрами, «ОДК-Сатурн» выпустила документ, который позволяет проводить многоразовое использование, то есть промывку этих фильтров. Наша компания, которую я представляю, выполняет эти работы, и мы из своего опыта понимаем, что это действительно помогает, фильтры действительно моются, и это никак не влияет на безопасность. Эта процедура налажена. И насколько я знаю, сейчас параллельно идет работа по разработке фильтров аналогичных одной из наших российских компаний. Возможно, что промытый фильтр ходит меньше, но я не могу точно сказать, насколько и так ли это вообще. Проблема вообще со всеми запчастями есть, просто каждый собственник, каждый эксплуатант пытается решить их по-своему, у кого-то получается, у кого-то не получается. Вообще очень много проблем с ремонтом именно авионического оборудования, которое раньше ремонтировалось в европейских шопах, сейчас это вынуждены, соответственно, делать по параллельному импорту либо еще как-то все это закупать. Проблемы есть, но все решаемые в принципе, просто это приводит к удорожанию».
Отечественный двухконтурный турбовентиляторный двигатель ПД-8 должен заменить зарубежные двигатели для Superjet, которые изначально использовались в проекте. После введения санкций начались трудности с их поставками в Россию. Аэродинамические испытания нового Superjet с российским двигателем были завершены в прошлом году. Тогда сообщалось, что новый этап работ намечен на весну этого года. В этом же году двигатель могут уже полностью сертифицировать.