Количество китайских автосалонов в России перевалило за тысячу штук. Об этом сообщают аналитики «Открытия авто» и «Автобизнесревю». Это почти треть от всех российских автомобильных дилеров. Всего в России чуть больше трех тысяч шоурумов. В 2022 году открылось 487 салонов.

Лидером по числу открытых салонов стала китайская марка Omoda, они успели открыть 108 штук. На втором месте Exeed: открыли 71 дилерский центр, на третьем месте Chery — еще 62 автосалона. Продолжат ли открываться автосалоны китайских марок? Мнение главного редактора журнала «За рулем» Максима Кадакова:

— Тенденция сохранится, но возможно, что объемы будут не такими, потому что у большинства марок в наиболее вкусных, жирных с точки зрения рынка городах автосалонов уже достаточно, китайские производители начинают уже выбирать. Потенциальный спрос на открытие дилерских центров таков, что уже и в 2021 году была такая история, и уж тем более в 2022-м китайские производители начинают вертеть носом, выдвигать дополнительные требования. Поэтому сейчас рынок брендов, рынок представительств, рынок национальных торговых компаний, а не дилеров. Если говорить про крупных игроков среди китайских компаний, тех, кто делает большие объемы продаж, мы впервые в 2022 году пришли к ситуации, когда представительства тоже зарабатывают большие деньги. Они дают возможность очень хорошо заработать дилерам, но и сами зарабатывают большие деньги, чего не было никогда. Прежде они пытались дать заработать дилерам, лишь бы те взяли дилерство, а теперь ситуация обратная. Маржи хватает и на тех и на других, и дилерских салонов очень много. Салоны открываются, как правило, в тех же дилерских центрах, которые уже построены, никто заново практически ничего не строит.

— Сейчас почти 3,2 тысячи автосалонов, что будет с их количеством?

— Скорее всего, будет небольшое сокращение, хотя все будет зависеть от действий китайских компаний. Если не будет оборота, то автосалоны будут закрываться. Смогут ли китайские компании перекрыть этот объем, увеличивая, расширяя свою сеть, в том числе новые бренды, сейчас трудно сказать, все зависит от общей емкости рынка. Емкость рынка чуть-чуть увеличится по сравнению с тяжелейшим 2022 годом, она не увеличится в полтора раза и не увеличится в два раза. Емкость рынка для такого количества автосалонов недостаточна. Это значит, что либо кто-то будет жить впроголодь, либо закроется.

В 2022 году китайские автосалоны не только открывались, но и закрывались. В первую очередь из-за недостаточных продаж. У Haval среднее количество автомобилей, проданных одним автосалоном, — 285 штук, у Chery — 210, у Geely — 172. У всех остальных китайских марок этот показатель значительно ниже.