В Москве начался суд над «билетной мафией»
Злоумышленники создавали клоны официальных сайтов российских театров и продавали там билеты по завышенным ценам. Среди пострадавших театров — Большой и Малый, Мариинка, РАМТ, а также Московская консерватория имени Чайковского
Читать на полной версииОбновлено в 16:34
Тверской суд Москвы начал рассматривать уголовное дело о крупнейшей афере с билетами известных российских театров. О том, что начались слушания дела по существу, пишет газета «Коммерсантъ». Расследование началось в феврале 2020 года. Его инициатором стало руководство петербургского Мариинского театра.
По версии следствия, в 2013 году бизнесмены Андрей Хартанюк и Алексей Куринов через принадлежащую им фирму Simple Life Innovation занялись продажей билетов на спектакли, спортивные матчи и фестивали. В 2017 году, по данным следствия, Хартанюк дал указание партнеру создавать двойники официальных сайтов театров и набрать сотрудников для выполнения новых задач. Нелегальный бизнес просуществовал три года, его технология была отработана до мелочей, отмечает следствие.
Несмотря на расследование этого большого дела, в Сети все еще много театральных сайтов-двойников. Что происходит с перекупщиками, можно ли сказать, что с ними удается бороться? Комментирует директор театра «Мастерская Петра Фоменко» Андрей Воробьев:
Андрей Воробьев директор театра «Мастерская Петра Фоменко» «Я бы не сказал, что в последнее время ситуация с сайтами-клонами стоит очень остро, хотя мы давно не мониторили эту ситуацию, после того как начались серьезные мероприятия государственного масштаба, связанные с борьбой с этим безобразием. За последние три года я не помню случая, чтобы кто-то из зрителей приходил с фальшивыми билетами или билетами от мошенников. Хотя перекупщики всю жизнь существовали и продолжают, наверное, существовать и сейчас, может быть, и в форме этих сайтов-клонов, может быть, в форме просто каких-то предприимчивых людей. Но «Мастерская Фоменко» достаточно активно борется с подобной ситуацией. Мы выработали очень жесткую и очень точную стратегию, просчитанную, мы ее вырабатывали сами и в тесном взаимодействии с серьезными специалистами — и маркетологами, и математиками. Придумали довольно незамысловатый, простой способ, когда в распоясовке зала выделяется определенный блок билетов по очень высокой цене, сориентированный на цену спекулянтов. И благодаря тому, что какое-то количество билетов остается не проданным в кассе до последнего момента, практически до начала спектакля, необходимость в услугах спекулянтов полностью отсутствует, человеку нет необходимости идти к спекулянту и покупать по очень высокой цене у него билеты, если билеты по такой же высокой цене, но наилучшего качества есть в кассе театра. Благодаря этому у нас на главном входе вы никогда не увидите спекулянтов, хотя на большинстве спектаклей у нас почти стопроцентные аншлаги. Это слово «почти» является ключом для борьбы со спекулянтами. Последние два билета висят в кассе непроданными до начала спектакля — у тебя не будет спекулянта на воротах театра».
В Александринке проблемы с перекупщиками тоже со временем научились решать, и правоохранительные органы в этом смысле в последние годы идут навстречу, говорит директор Александринского театра в Петербурге Сергей Емельянов:
— Мы пионеры в этом смысле, начинали давным-давно, несколько лет ее вели. На сегодняшний день уже очень много сайтов, которые решением судов заблокированы. Мы рады, что это так быстро и оперативно по нашим заявлениям происходит, в очень сокращенном временном режиме.
— Были ли какие-то случаи, что зрители приходят с билетами, которые куплены у мошенников, и приходится такие ситуации решать?
— Да, безусловно. Правоохранительные органы играют очень большую роль в том, чтобы ситуацию наконец-то урегулировать. По нашим заявлениям все это очень быстро делали, очень быстро в сотрудничестве с нами все это ликвидировали. Ситуации разные бывали, и мы всегда старались идти навстречу зрителям, потому что люди точно в этом не виноваты.
Еще немного деталей громкого театрального дела Куринова, Хартанюка и их сообщников. В околотеатральной ОПГ трудились более 150 человек. В их числе IT-специалисты, сотрудники кол-центров, продавцы билетов, курьеры, программисты, менеджеры по рекламе и сисадмины. Оператором доменных имен были иностранные компании, а общение с покупателями и продажа билетов происходили с использованием интернет-телефонии и кол-центров в Москве и Владимире.