Нового посла США в России встретили холодно. Комментарий Георгия Бовта
Отношения США и РФ еще никогда не были такими напряженными, считает политолог. Способна ли новый посол Линн Трейси снизить градус накала?
Читать на полной версииНовый американский посол в Москве Линн Трейси побывала в МИД РФ в первый раз с момента своего назначения на должность. Она не дала при этом никаких публичных комментариев. Трейси — первая женщина на посту посла США в России. Она является кадровым дипломатом. До недавнего времени она возглавляла диппредставительство США в Армении. Как относиться к тому, что Вашингтон выбрал именно эту кандидатуру?
То, что новый посол США Линн Трейси встретит холодный прием в Москве, было ожидаемо. Интересно, кстати, получали ли поджидавшие ее у МИД протестующие разрешение на проведение массовой акции, запрошенное, как положено, дней за десять? А еще в Думе в качестве «приветственного подарка» Трейси призвали заблокировать сайт посольства США в России.
Трудно представить, когда отношения двух держав были хуже. Разве что в конце 40-х — начале 50-х годов, и то не факт. Тогда они были наиболее полно охарактеризованы написанной в 1946 году советником посольства США в Москве Джорджем Кеннаном «длинной телеграммой», где он на восемь тысяч слов изложил основы политики «сдерживания СССР», признав невозможность с ним сотрудничества и заявив, что советское руководство, хотя и демонстрирует гибкость и прагматичность, уважает только силу и воспринимает Запад как главного врага, а заодно всемерно пытается посеять недоверие между западными странами, а внутри них — между партиями и разными социальными группами.
Вряд ли Линн Трейси и ее сотрудникам придется писать подобные пространные тексты. Во времена Кеннана после союзничества во Второй мировой войне все надо было объяснять с самого начала. Теперь же в Вашингтоне прочно воцарился антироссийский консенсус, и никаких обнадеживающих нюансов там пока не просматривается.
Впрочем, по должности новый посол должна произносить нечто ободряющее. В ходе слушаний в Сенате по поводу своего утверждения в должности Трейси обещала направить усилия для укрепления связей между народами США и России. Позже делала акцент на текущем приоритете — добиться продолжения обмена заключенными. В связи с чем приходилось встречать спекуляции, что под обмен может попасть Алексей Навальный (внесен в список террористов и экстремистов Росфинмониторинга), но пока для таких смелых предположений нет оснований. Также новый посол будет добиваться возобновления выдачи американских виз россиянам. В Москве их не выдают уже пару лет, граждане РФ приписаны к консульству США в Варшаве, куда мало кто может попасть даже с шенгенской визой. Там выдают не более 10% от прежнего — до 2016 года — числа неиммиграционных виз, когда оно достигало 250 тысяч штук в год. Отказов по-прежнему много.
В контексте скверных отношений двух стран и учиненного взаимного разгрома дипломатических служб и консульств от «намерения добиваться» до реального решения вопроса пройдет в политическом плане вечность.
Примечательно, что копии верительных грамот у нового посла США принял всего лишь замминистра. Когда будут вручены оригиналы российскому президенту, как положено по протоколу, остается гадать. В России обязанность президента принимать верительные грамоты от аккредитуемых при нем послов закреплена в конституции, но сроков не оговорено.
Для начала нормального взаимодействия России и Америке, по идее, надо бы прекратить дипломатические войны и восстановить нормальный уровень диппредставительства. Но после взаимного закрытия консульств и высылки десятков дипломатов ситуация печальна. В консульстве США в Москве вместо 60 человек в лучшие времена сейчас работают не больше пяти, они обслуживают только граждан США в экстренных случаях. Технический персонал из числа россиян нанимать запрещено, согласно закону о «недружественных государствах». Ранее таких сотрудников было около 200, в том числе они помогали обрабатывать заявки на американские визы. Общее число сотрудников посольства США вместо 1200 человек шесть лет назад сокращено до 120. Американцы жалуются, что МИД РФ не выдает визы их дипломатам, которые приезжают на смену уезжающим, месяцами. Закрыты консульства во Владивостоке, Екатеринбурге и Петербурге.
Однако и российские дипломаты жалуются ровно на то же со стороны американцев и еще на постоянную слежку за ними. Консульства России тоже закрыты, отобрана дипломатическая собственность в Мэриленде и Сан-Франциско, срок пребывания российских дипломатов ограничен тремя годами без права продления, сменщикам также месяцами не дают виз. Получить таковые даже для делегации на Генассамблею ООН и то проблема. А если и дают визы дипломатам, американцы часто отказывают членам семьи или даже отзывают визы у тех, у кого они есть.
В начале прошлого года посол России в США Анатолий Антонов сетовал, что в посольстве оставалось 185 сотрудников, из которых три группы примерно по 30 человек должны были покинуть США, не имея на тот момент согласованных американцами сменщиков. В конце прошлого года замминистра Сергей Рябков тоже жаловался, что очередной группе российских дипломатов предписано покинуть Америку и американцы отказались от диалога на эту тему. Рябков обещал «зеркальные меры». Рябков и теперь холоден в оценках перспектив нормализации отношений, констатируя, в частности, что диалог по стратегическим вооружениям практически прекращен, а по по обмену заключенными хотя и продолжается, но «обмен «всех на всех» вряд ли возможен, поскольку, по словам Рябкова, граждан США арестовывают по обвинению в шпионаже, контрабанде наркотиков, а россиян — по политическим мотивам.
Так что если Линн Трейси как-то сдвинет все это с мертвой точки, то войдет в историю дипломатии. Впрочем, отношения таких стран, как Россия и США, зависят, конечно, не от личности посла. А в сегодняшнем контексте вообще непонятно, что их может вывести из глубочайшего кризиса. Ответ на этот вопрос скорее надо искать на Украине.