Виктор Орбан как тревожащий фактор европейской политики
Венгерский премьер раз за разом бросает вызов европейскому единству, делая провокационные заявления, в том числе и по поводу Украины. Какую политическую цель преследуют эти эскапады?
Читать на полной версииВ пятницу венгерский премьер заявил репортерам, что Украина — это ничейная земля, и сравнил ее с Афганистаном, сообщило издание American Conservative. В результате Министерство иностранных дел Украины тут же вызвало посла Венгрии для беседы и заявило, что не исключает возможности иных дипломатических действий.
Вскоре появились сообщения о том, что Орбан требует исключить из санкционных списков неких российских бизнесменов и объявил это условием для поддержки Венгрией всех списков вообще. Иначе — вето. Каков смысл подобных действий венгерского премьера?
О том, что венгерские власти требуют исключить из санкционных списков Евросоюза ряд руководителей российских компаний, сообщила газета The Wall Street Journal. Конкретные имена не называются, но все это производит впечатление дежавю. Дело в том, что еще в начале сентября венгерский премьер-министр настаивал на удалении из санкционного списка российских предпринимателей Алишера Усманова, Петра Авена и Виктора Рашникова. Он грозил, что в ином случае Венгрия вообще не присоединится к европейским санкциям. Но очень быстро эти требования были сняты. По некоторым сообщениям, Брюссель прозрачно намекнул, что если у Венгрии все так хорошо в плане финансирования со стороны российских миллиардеров, то, вероятно, европейское финансирование ей не нужно.
В ноябре прошлого года Орбан вдруг появился в телекадре с шарфом футбольного болельщика, где Венгрия была обозначена в границах Австро-Венгерской империи до начала Первой мировой войны. Естественно, это вызвало возмущение Румынии и Украины и дипломатический скандал. На первый взгляд все это выглядит как поведение неуравновешенного маргинала. Но, несмотря на то, что Орбан — это безусловный enfant terrible европейской политики, приходится признать, что часть всех этих эскапад и троллинга приносит ему и его стране совершенно конкретный профит, резюмирует президент Ассоциации евроатлантического сотрудничества Татьяна Пархалина:
В настоящий момент Евросоюз обсуждает десятый пакет санкций, направленных против России. Тут Орбан также проявился. Он предупредил, что если санкции затронут российские предприятия атомной энергетики, Будапешт наложит на это решение вето. «Мы не допустим санкций, которые еще больше увеличат венгерскую инфляцию», — сказал Орбан в интервью государственному радио.
При этом де-факто в Венгрии действует всего одна АЭС — «Пакш», в обеспечении работы которой участвует не только российский «Росатом» но и немецкая Siemens и французская Framatom. То есть это опять напоминает разновидность торга. Орбан повторяется. Но это рискованная политика, считает доцент кафедры интеграционных процессов МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули:
The Wall Street Journal пишет, что судьба персональных санкций против российских бизнесменов может быть решена в марте. Перед новым годом издание EUobserver сообщило, что Венгрии удалось добиться того, чтобы в девятый пакет санкций не включили трех российских министров: министра энергетики Николая Шульгинова, здравоохранения — Михаила Мурашко и спорта — Олега Матыцина. Кроме того, издание тогда напомнило, что ранее Венгрия защитила от включения в этот список патриарха Кирилла.