Вулкан преградил путь Путину
Извержение вулкана в Исландии, парализовавшее авиасообщение на севере Европы, помешало премьер-министру Владимиру Путину совершить запланированную поездку в Мурманск
Читать на полной версииИзвержение вулкана в Исландии нарушило планы российского премьер-министра Владимира Путина. Отложена рабочая поездка главы кабинета в Мурманск «в связи с нелетной погодой». Пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков пояснил, что визит пришлось отложить из-за того, что «в этом направлении движется большое облако пепла». В Мурманске премьер планировал провести совещание по вопросу развития береговой инфраструктуры.
Облако пепла, выброшенное на высоту 6 километров, привело к самому масштабному закрытию воздушного пространства после терактов в США 11 сентября 2001 года. На то, чтобы восстановить нормальную работу, авиакомпаниям потребуется несколько суток, на полную ликвидацию последствий извержения уйдет несколько месяцев.
К вечеру четверга были закрыты аэропорты Великобритании, Франции, Германии, Ирландии, Бельгии, Польши и Нидерландов. В числе затронутых ЧП аэропортов оказались два самых загруженных мировых авиаузла, Хитроу в Лондоне и Руасси-Шарль де Голль в Париже. Были отменены от 5 до 6 тысяч рейсов из 28 тысяч, ежедневно выполняемых в Европе, а также 300 трансатлантических рейсов, половина от их суточного количества.
Даже если извержение прекратится в пятницу (а шансов на это практически нет), понадобится несколько суток на то, чтобы восстановить обычный график полетов. После терактов в США в 2001 году — это был последний раз, когда вводились масштабные ограничения на полеты — на то, чтобы привести расписание в норму, ушло около недели.
Из-за запрета на полеты несколько европейских монархов не смогли добраться до Копенгагена, где в четверг начались торжества по случаю 70-летия королевы Маргрете, передает BBC. Газета The Wall Street Journal предсказывает, что нынешние события могут нарушить планы мировых лидеров, которые собирались в Польшу на похороны президента Леха Качиньского. Ожидалось прибытие 70 делегаций, в том числе Барака Обамы. в администрации Белого дома газете сообщили, что анализируют развитие ситуации.
По данным на утро пятницы, «Аэрофлот» отменил 19 рейсов в Европу из-за облака пепла. Российские аэропорты в четверг переадресовывали вопросы о расписании рейсов в европейских направлениях авиакомпаниям. «Аэрофлот отменил рейс на Осло (Su-211)», — сообщили BFM.ru в пресс-службе компании. — Все пассажиры данного рейса смогут вылететь по назначению завтрашним рейсом». Как будет решаться проблема с размещением пассажиров отложенного рейса, в авиакомпании сообщить не смогли.
Авиакомпания «Трансаэро» также отменила рейс по направлению Москва – Лондон. Как заявил BFM.ru пресс-секретарь компании Сергей Быхал, все пассажиры были размещены в гостинице. Как только лондонский аэропорт будет открыт, самолет отправят.
В аэропорте «Мурманск» BFM.ru сообщили, что на 15 апреля в расписании нет международных рейсов, поэтому аэропорт работает в штатном режиме. В санкт-петербургском аэропорте «Пулково» также пока не планируют изменений в работе. «Облако идет в районе Петрозаводска, и к Петербургу, учитывая направление и скорость ветра, не подойдет», — сообщила BFM.ru представитель «Пулково» Ольга Антипова.
О масштабах потерь от извержения исландского вулкана можно судить по тому, что только британские аэропорты в прошлом году принимали 6 тысяч рейсов в сутки. В четверг в Великобритании все аэропорты закрыты с 15 часов по московскому времени. Рейсы из крупнейших авиаузлов, включая Гэтвик и Хитроу, прекращены из-за огромного облака пепла, которое выбросил вулкан Эйяфьятлайокудль. Он находится под одноименным ледников, пятым по величине в Исландии. Полеты полностью остановлены в Шотландии, где закрыты аэропорты Эдинбурга, Абердина и Глазго. Не принимают самолеты Белфаст, Ньюкасл, Бристол, Кардифф, Манчестер и другие авиаузлы. Ирландия также прекратила перелеты над своей территорией.
Частицы вулканического пепла снижают видимость и могут вызывать сбои в работе двигателей самолета, говорится в сообщении Британской национальной службы воздушного сообщения (NATS). В 1982 году аэробус авиакомпании British Airways попал в облако вулканического пепла над Индонезией, вследствие чего во всех двигателях самолета снизилась тяга. Самолет провалился в воздушную «яму» на несколько тысяч футов, прежде чем удалось перезапустить двигатели (интервью с пилотом см. ниже).
Путешественникам стоит приготовиться к тому, что проблемы с авиасообщением сохранятся в течение как минимум нескольких суток. Вулканолог из университета Исландии Арман Хоскулдсон (Armannn Hoskuldsson) рассказал Reuters, что интенсивность длящегося уже более суток выброса пепла нарастает. В 1821 году извержение вулкана Эйяфьятлайокудль длилось 2 года, отмечает The Times.
Не исключено, что извержение в среду «разбудит» более серьезный вулкан Катла. Расположенный под значительно более обширным ледником вулкан Катла извергается каждые 40-80 лет. Последний раз это произошло в 1918 году, так что извержение вполне «назрело». Кстати, в 1821 году так и было: Эйяфьятлайокудль спровоцировал выброс пепла вулканом Катла.
«Дамы и господа. У нас небольшая проблема. Все 4 двигателя встали…»
Первый случай попадания пассажирского самолета в облако вулканического пепла имел место в 1982 году. Газета The Times взяла сегодня интервью у капитана лайнера British Airways Эрика Муди (Eric Moody), и вот его первый совет пилотам: «Если вы попали в облако пепла, немедленно меняйте курс и улетайте».
Сам Эрик Муди, пилотировавший гигантский Boeing 747, залетел в вулканическое облако в июне 1982 года в небе над Индонезией. Сразу заглохли четыре двигателя. На борту находилось 260 пассажиров и экипаж. Капитан корабля взял микрофон и произнес ровным голосом, обращаясь к пассажирам: «Леди и джентльмены, говорит ваш капитан. У нас небольшая проблема. Все четыре двигателя остановились. Мы делаем все, что, черт возьми, от нас зависит, чтобы восстановить над ними контроль. Надеюсь, вы не слишком взволнованы».
Пока двигатели молчали, самолет падал. Лишь на исходе четырнадцатой минуты летчикам удалось перезапустить двигатели. Поведение экипажа и краткая речь капитана Муди вошли во все авиационные учебники.
После происшествия c самолетом British Airways и последовавших похожих инцидентов с лайнерами KLM and Singapore Airlines Международная организация гражданской авиации учредила сеть центров мониторинга выборов вулканического пепла. По всему миру их 9. Наблюдения за центральной Россией — зона ответственности центра мониторинга во французской Тулузе. «Белые пятна» вне сферы контроля — обширные районы Антарктиды, Тихого океана и севера Сибири.